Товарищ Альфонсо Кано, Национальный руководитель Боливарского движения за Новую Колумбию


Добавлено 14.04.2002


"БОЛИВАРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗА НОВУЮ КОЛУМБИЮ" -
НОВАЯ ПОПЫТКА ПРЕОДОЛЕНИЯ
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА
В СОВРЕМЕННОЙ КОЛУМБИИ

 

Майский А.М. "Боливарское движение за Новую Колумбию" - новая попытка преодоления общенационального политического кризиса в современной Колумбии: Материалы доклада // Национальная идея как фактор обеспечения социально-политической и экономической стабильности российского общества / Международная научно-практическая конференция.- Окск: Окский государственный технический университет (ОкскГТУ), 17 - 18 мая 2001 года.-Окск: типография ОкскГТУ, 2001.-С. 91 - 96.  

Отсутствие общенациональной идеи, объединяющей всё общество, очень часто приводит к серьёзным конфликтам, которые могут длиться несколько десятилетий. Одним из наиболее ярких примеров, подтверждающих этого положение является Колумбия, где начиная с конца 40-х гг. XX в. продолжается нескончаемая гражданская война. Вполне естественно, что различные политические партии и организации пытаются предложить свой вариант выхода из общенационального кризиса. В данной статье предпринимается попытка дать первоначальный анализ последней по времени инициативе подобного рода, которая связана с одной из старейших партизанских организаций Колумбии и всего латиноамериканского региона - Революционными Вооружёнными Силами Колумбии - Армией Народа (FARC-EP).

25 марта 2000 г. Пленум Центрального Штаба FARC-EP объявил о начале реализации нового общенационального политического проекта - создании новой широкой общеполитической организации - "Боливарского Движения за Новую Колумбию".

Причины, побудившие создать эту организацию в "Манифесте о создании Боливарского Движения за Новую Колумбию" выглядят следующим образом: "Колумбия тяжело больна, поскольку либеральные и консервативные правители используют свои властные полномочия в интересах богатых и ради собственного обогащения; поскольку все их правительства служили и служат только ненасытной алчности хозяев крупного капитала, латифундистов и разных наркокартелей; поскольку они продали наш суверенитет США, невзирая на наши патриотические традиции, экономические интересы и достоинство нашей страны. Для удержания своей власти они прибегли к помощи войны без всяких правил".

В Манифесте о создании Боливарского движения за Новую Колумбию подчёркивается: "Со времени покушений на жизнь Симона Боливара и Марискаля Антонио Хосе де Сукре, убийств Хорхе Элиесера Гаитана и Хайме Пардо Маля, руководители либералов и консерваторов используют преступление и насилие в качестве основного инструмента государственной политики для проведения в жизнь своих законов, сея террор и страх среди народа, который жаждет демократической терпимости, справедливости и благополучия. Для ликвидации всех форм протеста и несогласия была разработана и введена в действие Доктрина Национальной Безопасности, которая объявила врагом каждого, кто не покорился политике голода и убийств. Публично они провозглашают защиту прав человека, но при этом поощряют применение смертной казнь, которую армия практикует давно и в широких масштабах; они хвастаются гражданскими свободами, но мирятся с существованием групп наёмных убийц из отрядов полувоенных формирований; раздирают на себе одежды по поводу творящихся в стране преступлений и в то же самое время структуры государственной безопасности всё шире практикуют похищения представителей оппозиции; раз за разом продлевают срок действия военных трибуналов, - этого инструмента вопиющей безнаказанности и произвола, - и одновременно разражаются ламентациями по поводу неэффективности собственной юстиции; рядятся в тогу защитников гражданского населения, изгнанного из мест своего проживания в результате военных действия, но при этом форсируют достижение своей главной цели - "оставить рыбу без воды", что означает убийства гражданского населения, несогласного с правительством, и они одобряют эту преступную политику, дабы потом обозвать террористами тех, кто борется против истэблишмента".

Весьма критически оценивает руководство FARC-EP и действующие в стране институты демократии: "Руководители консерваторов и либералов периодически лгут стране до и после выборов, превращая политику в обман, должности - в средство коррупции, социальную справедливость - в благотворительность в целях саморекламы и в повод для произнесения официальных речей. Их монопольное обладание основными СМИ позволяет им манипулировать информацией, провозглашать себя выразителями общественного мнения, клеветать на своих противников, дезинформировать бедных и эксплуатируемых относительно реальной ситуации, препятствуя, таким образом, решению проблем, которые характерны для нашей социальной и политической обстановки".

Далее авторы Манифеста приводят несколько примеров крупных коррупционных скандалов в высших правительственных кругах, которые, помимо всего прочего, свидетельствуют ещё о том, что высшее руководство страны, пусть и косвенным образом, но связано с наркомафией.

Руководство FARC-EP также затрагивает и проблему морального климата в стране: "Со своей неолиберальной политикой под лозунгом "Спасайся кто и как может" они (т.е. - либералы и консерваторы - проф.А.М.Майский) не только усилили эксплуатацию трудящихся города и деревни и, так называемого, среднего класса, но и разрушили наиболее важные и дорогие для всех колумбийцев ценности: наше чувство национальной независимости, честь, человеческую солидарность, достоинство, право на жизнь, заинтересованность в жизни общества, уважение к себе и другим, целостность семьи, гордость народными традициями, верность данному слову. Их обещание о перераспределении государственных доходов было верхом лицемерия и лжи. Они стремятся свести все наши ценности к своему высшему принципу: "каждого человека можно купить за определённую цену", тем самым возводя проституцию в ранг национальной политики и ценности, предоставляя работу, контракты и деньги в обмен на голос на выборах, распределяя гуманитарную помощь среди бедных в обмен на саморекламу, превращая доллар в верховного бога колумбийцев, которому мы все должны подчинить свою мораль, мечты и поведение. Бесчестно и бесстыдно они предали наш национальный суверенитет, став на колени перед США, что, впрочем, является привычной позой для наших государственных деятелей".

После столь серьёзных и резких обвинений руководство партизан пытается сформулировать те цели, которых будет добиваться новое движение: "Колумбия должна снова поднять знамя независимости и защиты своей территориальной целостности. Мы имеем полное право на уважение в качестве независимой нации, требовать абсолютной свободы в принятии решений относительно наших внутренних дел, относительно развития передовых технологий и отраслей хозяйства, которые высвободят нашу экономику из пут зависимости, свободно вести нашу зарубежную торговлю, требовать сохранения наших культурных ценностей и самобытности, рационального использования наших природных ресурсов. Продвигая вперёд, в боливарском духе, дело единства латиноамериканских народов против наших общих врагов, мы должны освоить передовые достижения современного общества для укрепления нашего национального развития, но только при условии, что это не будет связано с насилием и гарантирует процветание для всех. Мы должны использовать наши огромные нефтяные богатства не для войны и ненависти, а для развития сельского хозяйства, промышленности и образования, строительства жилья, улучшения здравоохранения.

Но, одной из важнейших составляющих обновления нации, должно, по мнению FARC-EP, стать обновление политической и государственной структуры Колумбии: "Мы должны создать новую политическую систему, основанную на терпимости и уважению к чужому мнению, что гарантировало бы справедливое распределение государственных доходов, высокую мораль в деле управления общественными делами, национальную независимость, социальную справедливость и политические способы разрешения внутренних конфликтов. Необходимо изгнать из органов государственного управления всех тех, кто скомпрометировал себя участием в терроре и социальной несправедливости".

Достижению этих целей и должно посвятить себя новое движение, которое обладает одной важной особенностью: "Всё вышеуказанное требует логического вывода. И потому приглашаем страну, которая жаждет свободного общества, но при условии уважения чужого мнения; прогрессивного, но справедливого и гуманного, принять активное участие в новом, создаваемом нами, политическом движении, тесно связанным с интересами большинства колумбийского народа, чуждом нетерпимости и обмана для того, чтобы покончить с этим бесстыдством, грабежом и торговлей Родиной и создать достойное правительство, которое бы возродило нацию на новой демократической основе.

И поскольку здесь, в Колумбии, все существовавшие ранее правительства занимались ликвидацией легальной оппозиции посредством грязной войны, похищений людей и террора, то новое движение, вольно или невольно, должно быть создано применительно к условиям работы в подполье (выделено мной - проф.А.М.Майский). Это позволит придать уверенность в себе, необходимую организованность и логику действиям разных слоёв нашего общества, из которых состоит наша нация, и позволит надёжно защитить всех, кто будет принимать в нашем движении участие до тех пор, пока нас не будет миллионы и мы сможем силой разума и борьбы навсегда покончить с государственным терроризмом, коррупцией и несправедливостью".

В завершение данного документа руководство FARC-EP пытается обозначить социальную базу нового движения: "Поскольку в Колумбии большинство людей глубоко возмущены творящейся несправедливостью и поскольку мы не решили не оставаться безразличными, то мы обращаемся ко всем недовольным и несогласным: к рабочим, которые творят социальный и экономический прогресс, но при этом являются жертвами низкой зарплаты, насилия и эксплуатации; к крестьянам, вечно забытыми нашими правительствами, но чьей кровью политы все поля и леса нашей страны; к безработным и работникам, так называемого, неформального сектора экономики; к студентам; к новым поколениям профессионалов и техников, которые постоянно выбрасываются на нестабильный рынок труда; к женщинам, которые дают примеры высокого духа и борьбы за достойную жизнь и равенство; к интеллигенции и артистам, поскольку их творчество и высокое предназначение должно заключаться в том, чтобы быть светом в повседневной жизни народа; к независимым журналистам; к патриотически настроенным военным, уставшими быть палачами своих собственных братьев и сестёр; к бездомным, лишившимся крова в результате насилия латифундистов, военных и полувоенных формирований, деятельность которых регулярно увеличивает количество хижин в пригородах; больших мегаполисов и бездомных, скитающихся по всей стране; к обитателям кварталов бедноты и коммун; к священникам, остро переживающим надменность власть имущих; к верующим всех конфессий и религий, поскольку свобода отправления культов есть исходный пункт уважения к ближнему; к индейцам всех коммун, ибо только правительство большинства сможет гарантировать сохранение самобытности их культуры, их тысячелетние земли и их специфическую организацию; к неграм, для достижения ими полных и равных прав; к борцам за соблюдением прав человека, защитникам прав политических заключенных и семей пропавших без вести; особо обращаемся мы к молодёжи, мы взываем к её чувству протеста против несправедливости, к её благородству по отношению к слабым, к её созидательной непокорности, поскольку только с помощью коллективной смелости и воображения мы сможем открыть новые пути для нашей любимой Родины, в которой мы хотим жить и оставить её в наследство нашим детям. Мы обращаемся ко всем Вам с призывом создать новое орудие борьбы, которое мы назовём БОЛИВАРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗА НОВУЮ КОЛУМБИЮ для закладки фундамента будущего наших исторических ценностей Родины, для объединения наших сил и надежд и завершения того, что начал Освободитель Симон Боливар - латиноамериканского единства, национальную независимость и социальную справедливость. FARC-EP ставит на службу этой цели своё оружие и бойцов, свой авторитет, свои силы, опыт и постоянную готовность к борьбе вместе с народом для создания политической альтернативы, чем традиционные партии, способной сделать эффективный вклад в продвижение страны к равноправию и национальному суверенитету".


Команданте Альфонсо Кано, член Секретариата Главного Штаба Революционных Вооруженных Сил Колумбии - Армии Народа


Немаловажное значение для понимания характера о методов работы новой организации имеет инструктивное "Письмо об объединении народа, который уже больше не может оставаться разобщённым", появившееся сразу после обнародования "Манифеста". В нём кратко изложены цели и задачи Движения, его организационные и структурные принципы:

1) Боливарское Движение за Новую Колумбию объединяет всех патриотов, которые стремятся к свободе и латиноамериканскому единству, за которые в своё время боролся Симон Боливар. В его составе пребывают и объединяются все те, кто желает внести свой вклад в национальное примирение и возрождение;

2) Основные идеи этого Движения выражены в Боливарском Манифесте и в Программе Правительство Национального Примирения и Возрождения;

3) Это широкое Движение без строгого устава, регламента, без какого-либо неприятия, разумеется, за исключением тех, кто является явным врагом народа. Оно не имеет своих офисов и пребывает в любом месте Колумбии, где есть недовольные нынешней системой власти. Его базу составляют миллионы колумбийцев, объединённые в подпольные ячейки, самого разнообразного рода и свойства организации, такие, как кружки, собрания, заводы, мастерские, семьи, союзы, братства, группы, клубы, ассоциации, советы, комитеты, банды, шайки и все прочие ныне существующие формы объединения людей, лишь бы они хорошо защищали своих членов, и которые по своему усмотрению сами определяют меру участия и в Движении и способы конспирации;

4) Боливарийцы в душе и по убеждению борются и выражают в самых разнообразных формах интересы народа;

5) FARC-EP приложат все силы для организации и развития Боливарского движения. Они специально назначают одного из членов своего Секретариат для того, чтобы он возглавил и помогал работе Патриотического Боливарского Совета;

6) Этот Совет будет состоять из 100 колумбийцев, особо отличившихся своей деятельностью на благо страны и своей моральной чистотой. Они будут выдвинуты снизу, из боливарских ячеек путём голосования в них и затем, в условиях конспирации проконсультировавшись с нами, примут на себя тяжёлую миссию руководства движением;

7) Каждая боливарская ячейка выдвигает кандидатуры 10 особо отличившихся человек. Имена кандидатов будут собраны воедино и затем из них избран Боливарский Патриотический Совет.

Таким образом, анализ двух вышеуказанных документов позволяет сделать следующие выводы:

1) Руководство FARC-EP ищет выход из общенационального политического кризиса за пределами институтов представительной демократии, оценивая результаты применения этой модели во всех сферах жизнедеятельности колумбийского общества отрицательно;

2) Перспективной признаётся модель "демократии участия" или "прямой демократии", при которой предполагается усиление роли низовых массовых организаций в управлении страной.

3) При этом, FARC-EP не стремится к монополии на власть. Речь идёт о реальном плюрализме в политической деятельности и гарантиях деятельности оппозиционных организаций.

4) Особенностью Боливарского Движения за Новую Колумбию надо признать его подпольный характер, что обуславливается особенностями колумбийской политической жизни и практикой физического уничтожения всякой реальной оппозиции, а также отсутствие ярко выраженной идеологии и жёсткого организационного оформления структуры Движения.

5) Эта последняя особенность (равно как обращение даже к криминальным сообществам) вполне возможно является сознательным применением (с соответствующими модификациями) идей А. Грамши об "атомарном сопротивлении", как необходимой питательной среде и условии существования всякого организованного протеста.

6) В качестве стабилизирующей структуры столь аморфной организации как Движение выступает FARC-EP, которые не претендуя на идеологическое руководство новой организацией, выступает одновременно и в качестве гаранта физического и политического существования Движения, и в качестве интегративного начала, координирующего деятельность различных организаций и отдельных лиц, работающих в рамках Движения.

Безусловно, насколько удачным окажется этот эксперимент сможет показать только будущее. Но несомненным, на сегодняшний день, представляется одно - на политической арене Колумбии появилась новая, причём, по структуре, своей принципиально новая политическая организация и уже это, само по себе, заслуживает пристального внимания исследователей.

Hosted by uCoz