Фернандо Ботеро (р. 1930 г., Богота, Республика Колумбия). Мануэль Маруланда ''Снайпер''. 1999 г. Холст, масло, 45,72 х 33,02 см.
Музей Ботеро, Богота. Собрание Банка Республики, отдел пластического искусства. Дар художника

Фернандо Ботеро (р. 1930 г., Богота, Республика Колумбия). Мануэль Маруланда ''Снайпер''. 1999 г. Холст, масло, 45,72 х 33,02 см.
Музей Ботеро, Богота.Собрание Банка Республики, отдел пластического искусства. Дар художника

Фернандо Ботеро (р. 1930 г., Богота, Республика Колумбия). Мануэль Маруланда ''Снайпер''. 1999 г. Холст, масло, 45,72 х 33,02 см.
Музей Ботеро, Богота.Собрание Банка Республики, отдел пластического искусства. Дар художника

Фернандо Ботеро (р. 1930 г., Богота, Республика Колумбия).
Мануэль Маруланда "Снайпер". 1999 г.
Холст, масло, 45,72 х 33,02 см
Музей Ботеро, Богота.
Собрание Банка Республики, отдел пластического искусства.
Дар художника


Кризис неолиберализма

"Как толкователи священных книг, глашатаи грядущих чудес и расхитители рая и нирваны", - как сказал бы наш поэт Саломеа - появились после крушения лагеря социализма разного рода пророки, дабы в очередной раз провозгласить "конец истории", вечность капиталистической системы, смерть марксистского учения, необходимость немедленного возвращения к законам "свободного рынка", которому немедленно должны подчиниться все экономические, политические и общественные отношения.

Для неолибералов последствия нынешней трансформации мира таковы, что создают неограниченные возможности для обогащения человека, и потому различия в положении людей порождены не системой, а неспособностью отдельных индивидуумов воспользоваться представившимися возможностями. Отсюда делается вывод о том, что не только борьба, но и сами классы исчезли из истории.

Такой подход есть ясное проявление такой идеологии, которая стремится увековечить капитализм, перевести его в режим автоматического и вечного воспроизводства, исключающего всякую социальную революцию. Эта идеология стремится скрыть новое содержание и новые формы проявления противоречий между трудом и капиталом, отрицая, таким образом, классовое значение борьбы, которые разные социальные слои ведут в условиях глобализирующегося общества.

Хотя вследствие научно-технического прогресса и трансформаций в национальных и мировой экономиках, имеют место значительные изменения в социальной классовой структуре общества, народные массы продолжают испытывать на себе все "прелести" нищеты, угнетения и эксплуатации, навязываемые экономически и политически укрепившимся классом буржуазии. И раз это так, то буржуазия отнюдь не горит желанием хоть в чём-то поступиться своим господствующим положением и отказаться хотя бы от части своих привилегий.

Однако этот же самый процесс порождает и свою противоположность: усиление эксплуатации, всё большее подчинение разных регионов, стран и людей транснациональному капиталу, который, в свою очередь, порождает разорение отдельных лиц, предприятий, регионов и даже стран.

Выборочное включение некоторых небольших социальных групп внутри отдельных стран, и некоторых отдельных стран в число "избранных", привело к высокому уровню концентрации богатств и власти, что приводит к новой эскалации неравного распределения доходов.

Это ярко выраженная поляризация стимулируется проведением неолиберальной стратегией развития, которая посредством государственного контроля, распределяет и перераспределяет государственные ресурсы (приватизация, субсидии, займы, снижение налогов и т.п.) в интересах могущественных транснациональных компаний, а с другой стороны, она же ведёт к уничтожению профсоюзов или же установлению жёсткого контроля над их деятельностью, постепенной ликвидации рабочего законодательства, уменьшению зарплаты или установления её "гибкости" для облегчения эксплуатации трудящихся и увеличения доходов капиталистов. Одним словом, вполне обоснованно можно утверждать, что основная причина неравномерности в распределении доходов заключатся гипертрофированность доходов финансового капитала по сравнению с производственной деятельностью.

Некоторые статистические данные могут подтвердить этот тезис: 358 мультимиллионеров обладают доходами, которые превосходят доходы стран, где, в сумме, проживают 2,3 млрд. человек или 45% населения земли.

Пятая часть населения земли живёт в странах, на которые приходится более 86% мирового ВВП, 82% мирового экспорта, 68% прямых иностранных инвестиций и 74% всех телефонных линий в мире. В то же самое время, противоположная пятая часть мира, которая живёт в самых бедных странах мира, владеет по 1% всего того, что указано выше. Но этот диспаритет распространяется не только на страны; почти в каждой из богатых стран (например, США, Великобритания или Швеция) мы наблюдаем такую же картину внутри общества.

200 наиболее богатых людей мира за 4 прошедших года удвоили свои доходы, которые в сумме достигли более 1 трлн. долларов. Доходы 3 наиболее богатых людей в мире превышают ВВП наименее развитых стран с общей численностью населения в 600 млн. человек.

Что же касается экономического потенциала крупнейших транснациональных компаний, то, например, в 1998 г. 10 наиболее крупных телекоммуникационных компаний контролировали 86% мирового рынка. Точно таким же образом, в 1993 г. всего 10 стран мира осуществляли 86% всех мировых инвестиций и контролировали 95% патентов.


Боец повстанческой армии проверяет пути отхода, в то время как
правительственные отряды приближаются к его позиции. Фото: Джейсон П.Хоуэ, 2002 г.

Боец повстанческой армии проверяет пути отхода, в то время как правительственные отряды приближаются к его позиции. Фото: Джейсон П.Хоуэ, 2002 г.


Если мы представим всё население мира в виде деревни с населением в 100 человек, учитывая расовый и этнический состав населения мира, то получается следующая картина: всего 6 жителей этой деревни будут обладать 59% всех богатств деревни, и все они будут американцами, 80 человек будут жить в непригодных для проживания домах, 70 будут неграмотными, 50 - страдать от недоедания.

Эта поляризация - неотъемлемая часть капиталистической системы, она подчёркивает очевидное противоречие между трудящимися и капиталистами, между собственниками и несобственниками, между развитыми и слаборазвитыми странами, что и породило резко негативную реакцию по всему миру среди самых разных общественно-политических сил - экологов, женщин, юношества и студенчества, индейцев, негров, крестьян и др., которые проводят многочисленные акции протеста во время встреч и заседаний ВТО, "Большой восьмёрки", Мирового Банка, Международного Валютного Фонда и др.

Эта массовая народная борьба направлена против эксплуатации капитала и преследует цель поиска новых форм общества без дискриминации по признаку пола, расы, возраста или экономическому положению.

Политико-экономический кризис неолиберализма показывает направление эволюции мировой экономики 90-х гг. Он вобрал в себя и те проблемы, которые ярко проявляются в социальной сфере, где отмечается рост количества безработных и полубезработных и не только в слаборазвитых странах, но и развитых, что ведёт к известным последствиям - росту нищеты, которая охватывает 1,5 млрд. человек. Согласно данным МВФ, из 6 млрд человек нынешнего населения земли, 2,8 млрд., т.е. почти половина живут на менее чем 2 доллара в день, а 1, 2 млрд., т.е. пятая часть - на менее чем 1 доллар в день.

В политическом плане сегодня мы имеем дело с кризисом национальной и мировой власти, которое, согласно Докладу о мировом развитии ООН от 1999 г., характеризуется "географической несбалансированностью (доминирование "большой семёрки", но, в большинстве случаев, даже "большой единицы"), и основывается на многосторонних соглашениях, которые помогают главным игрокам мирового рынка полностью игнорировать последствия своей деятельности на всё человечества, … и где нет механизмов, которые обязывали бы отдельного индивидуума или корпорацию, а не только правительства, уважать права человека и основополагающие этические нормы. … Это такая система управления, где структуры, которые определяют основные процессы глобализации, не обладают широкой представительностью (МВФ, Всемирный Банк, Большая семёрка, ВТО и др.)".

Если к этому добавить кризис окружающей среды, последствия неразумной эксплуатации самых разнообразных природных ресурсов, кризис этических ценностей, порождённый пропагандой индивидуализма, потребительства и конкуренции, то можно вполне обоснованно прийти к выводу о том, что неолиберализм в целом, как концепция мира, находится в глубоком кризисе.

В этой ситуации социализму необязательно доказывать свои преимущества перед капитализмом только после своей победы. Эти преимущества становятся очевидными уже с того момента, когда капитализм начинает отрицать сам себя.

Как отмечает Маркс: "По мере того, как постепенно уменьшается количество крупных капиталистов, которые узурпируют и монополизируют процесс трансформации экономики, растёт нищета, угнетение, рабство, вырождение, эксплуатация. … Монополистический капитализм является прологом к новому типу общества, которое постепенно созревает в его недрах".

Империализм предопределён к тому, что с каждым разом грабить мир во всё возрастающих масштабах, и потому порождать всё большое недовольство и всеобщее сопротивление, что вынуждает его всё больше прибегать к ограничению норм буржуазной демократии и использованию силы для поддержанию своего господства (войны в Персидском заливе, Югославии, Афганистане) и дальнейшему развитию "Плана Колумбия" в качестве военной составной Межамериканской Зоны Свободной Торговли.

Что касается Колумбии, то для тем более применимо всё то, о чём шла речь выше. В 90-е гг. коэффициент GINI, который измеряет степень концентрации доходов и их распределения в обществе, вырос от 0,47 до 0,52 (это один из самых высоких показателей в мире), увеличивается плата за образование, общий вклад рабочих в формирование ВВП уменьшился, концентрация капитала возросла, вырос уровень безработицы (21%), сегодня в нищете и бедности живут 33 млн. колумбийцев, 3 млн. детей недоедают или плохо питаются, 1,7 млн. вынуждены работать, 35 тыс. живут на улицах Боготы.

Перевод с испанского: проф. А.М.Майский, русская редакция "Сопротивление" farc@narod.ru  

Hosted by uCoz