От Русской редакции: Освещая тему мирных переговоров РВСК-АН с Правительством Колумбии, мы, вольно или невольно, вынуждены ограничиваться краткими резюме, итогами и результатами встреч двух делегаций. Но сегодня у нас есть возможность ознакомиться, что называется, с кухней это повседневной и рутинной переговорной работы, посмотреть о чём же конкретно ведётся обсуждение за Общенациональным Столом Диалогов. Нижеследующий документ является докладом комиссии РВСК-АН, представленным для совместного с делегацией Правительства Колумбии обсуждения во время одного из последних заседаний Стола 19 мая этого года.

 

Принципы справедливого распределения национальных

богатств и возможности экономической модернизации и

социального развития

 

Любое общество и каждый из его членов работает для того, что каждому в отдельности и всем вместе жилось всё лучше и лучше. Мы изменяем окружающую нас действительность, создаём материальные блага и приобретаем новые знания, стремясь обеспечить себя пищей, доступной системой здравоохранения, жильём, иметь личную безопасность, время и возможности для отдыха и духовного и культурного развития. Этому и должна служить экономика.

Если все мы составляем одну страну, если мы хотим быть единой нацией, то все ресурсы страны должны использоваться на благо всех. Это является одной из важнейших предпосылок к созданию Новой Колумбии.

Далее, мы хотели бы предложить свои размышления относительно содержания и форм обсуждения той темы, с которой мы столкнулись на данном этапе Общественных Слушаний - “Социальное развитие и принципы распределения государственных доходов”; фактически, речь идёт о стране, которую мы имеем сейчас, и о стране, которую мы предлагаем создать. В заключение, мы изложим некоторые предложения, которые, как мы полагаем, носят срочный и неотложный характер.

 

Содержание темы

 

Богатства и доходы в любом обществе распределяются и перераспределяются согласно определённой системе собственности и использования производительных ресурсов, среди которых можно выделить землю, природные ресурсы, функционирование инфраструктуры, доступность общественных служб. Надо также сказать и о системе налогов, о наполнении и распределении госбюджета, политике в области зарплаты и цен, структуре внешнего долга, кредитах и стимулах для различных секторов экономики, условиях для привлечения иностранных инвестиций и политике пошлин и субсидий. Также чрезвычайно важными представляются планы повышения уровня общественного благосостояния, имеющие цель полное соблюдение прав человека для различных слоёв общества.

 

Темы дискуссий

 

Сегодня имеются глубокие противоречия при определении того, какое государство, какая стратегия и какая политика в области экономики необходима нашей стране. Мы относим себя к тем, кто полагает, что, прежде всего, необходимо решить вопрос об увеличении объёмов производства, внутренней торговли, малой, средней и крупной частной промышленности, повысить роль самоуправления, роли малых предприятий м кооперативов. Однако, есть и те, кто, прикрываясь внешне бесспорными экономическими концепциями, утверждают, что, покровительствуя крупному финансовому капиталу, создавая благоприятные условия для его спекулятивной деятельности, мы добьёмся того, что, рано или поздно, у нас, в Колумбии, и для остальной части общества потекут молочные реки и кисельными берегами.

Собственно говоря, дискуссия идёт не о том, должно ли Государство регулировать экономическую конкуренцию или же оставить всё на усмотрение свободного рынка. Рынок - это не абстракция, это люди, которые покупают и продают, рынок - это столкновение интересов. Частный интерес сталкивается с интересом общественным. Принципиальный вопрос заключается в следующем: каким должно быть Государство, которое смогло бы руководить обществом для проведения экономической модернизации при обязательном соблюдении социальной справедливости ?

Пока в этом вопросе не достигнуто окончательно ясности, крупный капитал продолжает хором убеждать нас в том, что без роста экономических показателей невозможно и увеличение распределяемых средств, что не может быть никакого экономического роста, поскольку нет инвестиций, а инвестиций нет потому, партизаны распугали всех инвесторов. Однако истина заключается в том, что есть всё - и инвестиции, и многомиллионные доходы. Другое дело, что они находятся они в руках немногих, не работая на благо всего общества в целом. Уже давно замечено, что, когда у людей есть работа, хорошая зарплата, достаток для большинства населения, то это и стимулирует накопление, и ведёт к расширению спроса, и, как следствие, в этой ситуации предприятия могут реализовывать свою продукцию, что приводит к экономическому росту на реальной производящей основе. К несчастью для наших народов, то, что демонстрирует недавняя история Колумбии и Латинской Америки в целом - это то, что, если в какой-то период времени и происходил промышленный рост и рост доходов, то результаты всего этого оказываются в руках немногих. Их извечный лозунг: “Приватизация доходов, социализация расходов !”.

 

Нынешняя Колумбия - это страна, созданная олигархией и её классом политиков

 

В сегодняшней Колумбии происходит процесс дальнейшей концентрации богатств и доходов в руках меньшинства: примерно 60% общего годового дохода, получает только пятая часть населения страны. Только в Боготе из каждых 100 песо, выделяемых из госбюджета, бедный получает 38 сентаво, а богатый - 55 песо, т.е. богатый получает в 244 раза больше, чем бедный. Это неравенство в ещё большей степени просматривается в некоторых социальных категориях населения, таких, например, как женщины, молодёжь, национальные меньшинства, дети, старики, крестьяне.

На сегодня в Колумбии насчитывается 2 млн. безземельных крестьян. Из 10 млн. га пригодных для сельхозиспользования земель, засеяно только 4 млн. 90% всей производительно используемой земли находится в руках 10% от числа всех собственников. 8 млн. жителей деревни живут в условиях нищеты.

Явная и скрытая безработица затрагивает более 9 млн. наших соотечественников, что составляет значительную часть работоспособного населения страны. В условиях крайней нищеты живут более половины граждан страны и это угнетённое большинство не имеет никаких социальных гарантий. 1 млн. семей не имеет никакой крыши над головой и около 15 млн. сограждан живут в стеснённых жилищных условиях. Около 7 млн. человек не имеют свободного доступа к питьевой воде, и в это в стране, которая обладает третьей частью всех мировых запасов этой воды. 1 млн. 200 тыс. детей страдают от недоедания.

В 1999 г. 826 тыс. юношей и девушек вынуждены были прекратить учёбу в средних и высших учебных заведениях по причине отсутствия у них денег. 15 из каждых 100 юношей и девушек в возрасте от 12 до 17 лет не посещают школу. 6,5 млн. детей живут в бедности, 1,5 млн. - в нищете, 2,5 млн. детей работают на опасных производствах, из них только 3% посещают школу. Тем временем, руководящий политический класс ежегодно тратит на себя 2,5 млрд. песо государственных денег и утверждает, что ему не хватает денег.

 

Политический режим

 

РВСК-АН, выступая за примирение в стране, наряду с темами экономического развития и социальной справедливости, предложило серьёзно и комплексно подойти к вопросу о власти и политическом режиме, поскольку несправедливость, сама по себе, ненормальна и унизительна, а это одна из фундаментальных проблем, лежащих в основе колумбийского кризиса.

Первопричина зла лежит в существовании олигархического, нетерпимого, демократического только внешне, политического режима в нашей стране. Когда в Колумбии раздаются голоса в пользу глубоких перемен на благо всех и они затрагивают интересы привилегированного меньшинства, находящегося у власти, то обладатели этих голосов немедленно уничтожаются зловещей террористической рукой государства. Именно по этой причине мы и были вынуждены взяться за оружие.

 

Концентрация политической власти и концентрация доходов

взаимосвязаны и взаимно питают друг друга

 

Глубоко и широко анализируя тему социального развития и распределения доходов, разбираясь в содержании этих категорий и фундаментальных противоречиях в связи с ними, в первом приближении можно прийти к выводу о том, что эта проблема носит политико-экономический характер. Технический аспект этого вопроса тоже, конечно же, важен, но должен быть рассмотрен после этого. Дело в том, что эта проблема напрямую связана с вопросом получения и распределения общественных ресурсов, и относительно, вне всякого сомнения, идёт борьба интересов.

В случае с Колумбией достаточно ограничиться только одним примером: помимо явно выраженных интересов иностранных монополий, очевидно также и влияние на Государство и принятие государственных решений в области политики и экономики со стороны, так называемого, финансового сектора, т.е. узкой ростовщической непроизводительной группой людей, которые являются причиной разорения миллионов наших сограждан. Также неопровержимым является существенное влияние латифундистов, как путём личного присутствия в Конгрессе и Правительстве, так и путём поддержки полувоенных формирований.

 

Страна, которую мы предлагаем построить

 

Новое Государство

 

Когда в нашей Платформе Правительства Национального Примирения и Возрождения мы ставим вопрос о том, что Государство должно быть основным собственником и распорядителем в стратегических секторах экономики, мы имеем ввиду Государство весьма отличное от того, которое мы имеем сейчас: олигархическое, коррумпированное, господское, клиентеллистское, мафиозное и террористическое.

Мы же говорим о Государстве, чьё управление экономикой основывалось бы на нормах этики, на продуктивности и качестве принимаемых решений, в котором большую роль в разработке экономической, социальной и энергетической политики, в области стратегических инвестиций, играли бы профсоюзы и другие народные организации, научные и академические круги. Только так можно будет выработать единственно правильную стратегию и единственно правильную экономическую политику, которая соответствовала бы интересам большинства.

 

Политика Нового Правительства Национального Примирения и Возрождения

 

Для решения проблемы нищеты и неравенства, необходимо, чтобы Новое Правительство инвестировало 50% бюджетных средств в социальную сферу, но, разумеется, при этом мы должны ответить на вопрос о том, откуда возьмутся ресурсы, которые позволят простимулировать производство и занятость населения. Каким образом мы сможем преодолеть низкий уровень денежных накоплений населения, низкую конкурентоспособность наших товаров, неразвитость физической инфраструктуры, неравномерность развития регионов страны, безработицу, разросшийся неформальный сектор экономики, теневую экономику, финансовый и бюджетный дефицит, проблему текущих платежей по внешнему долгу. ? Для этого нам необходимо провести ряд кардинальных мероприятий.

Необходимо на демократической основе определить политику использования наших природных ресурсов на благо страны, включая пересмотр уже заключённых коммерческих контрактов. Важнейшие природные ресурсы, которые сегодня продолжают несправедливо находится в руках многонациональных монополий и коррумпированных правителей, должны быть у них изъяты.

Необходимо установить ясные правила для иностранных инвесторов в вопросе передачи ими передовых технологий и реинвестиций для развития национальной промышленности. Национальная индустрия - крупная, средняя или мелкая - должна пользоваться всеми видами государственной поддержки и гарантий. Необходимо пересмотреть существующую политику использования сырья как действующую исключительно на благо многонациональных монополий, которые, как, например, это имеет место в агрохимическом производстве, получают от 100 до 120% прибыли на 1 литр активного ингредиента.

Для самообеспечения, продовольственной безопасности и укрепления внутреннего рынка, как эффективных средств экономического и социального развития, необходимо развивать крестьянскую экономику на основе демократически разработанных региональных планов, которые предусматривали бы перераспределение хороших земель и ликвидацию латифундий. Высокая концентрация частной собственности в Колумбии в руках немногих - незаконна. В ближайшее время потребуется экспроприация непродуктивно используемой крупной земельной собственности, от которой, главным образом, и исходит насилие по отношению к крестьянской экономике. Экспроприированная земля должна быть передана в руки тех крестьян, которые хотят её обрабатывать.

Для установления нормальных связей с внешним миром необходимо добиваться латиноамериканской интеграции на базе развития производительных сил и совместной работы по пересмотру несправедливых коммерческих контрактов и схем, валютной политики, кредитов, механизмов конкуренции, а также организуя совместное противодействие гегемонии великих держав в принятии важнейших решений в этой области. Невозможно говорить ни о равных условий, ни о свободной конкуренции, когда, например, индустриально развитые страны владеют до 97% всех патентов в мире. Мы не против глобализации как продукта развития производственных сил, мы не собираемся самоизолироваться или не признавать сложившиеся международные реалии, но отказываемся быть объектом грабительского накопления средств для международного крупного непроизводительного капитала, мы хотим справедливого мироустройства.

В целях перераспределения доходов Новое Правительство Национального Примирения и Возрождения должно будет провести демократизацию кредита, технической и торговой помощи. Сегодня излишки продукции производящих отраслей экономики оседают в финансовом секторе, и верхом зла и несправедливости оказывается то, что те немногие инициативы Государства оказываются в руках тех, кто не испытывает в них необходимости, как это имело место с Инициативой Сельской Капитализации (ICR), которая, в итоге, оказалась на благо только головным организациям, так называемых, производственных цепочек, т.е. крупному торговому капиталу.

Необходимо разработать и принять более реалистичную методологию для определения динамики доходов, которая позволила бы выработать демократический критерий установления налогов таким образом, чтобы на практике, реально, больше платили бы те, кто обладает большими богатствами, чтобы они в большей степени пополняли государственную казну. Особенно надо увеличить усилить налоги на финансовый сектор, чтобы, тем самым. Облегчить налоговое бремя для тех секторов экономики, которые занимаются производственной деятельностью. В нашей Платформе мы планируем, чтобы налог на так называемую добавленную стоимость распространялся только на потребление предметов роскоши Необходимо введение такой налоговой системы, которая была бы более простой и не распространялась бы на конечного потребителя, как это имеет место сейчас.

Необходимо установить контроль над финансовым сектором, дабы поставить его на службу развития производительных сил страны, ввести антимонопольное законодательство, восстановить контроль правительства над Центральным Банком, дабы он своей деятельностью способствовал реализации общенационального плана развития экономики на благо большинства.

 

Неотложные меры, предлагаемые РВСК-АН

 

  1. Мы предлагаем, в качестве меры облегчения последствий варварства капитализма и в качестве временного механизма перераспределения средств, выделение единовременной государственной субсидии для всех безработных колумбийцев. Одновременно, мы предлагаем приступить к разработке стратегии создания и реконструкции производственных предприятий промышленного и аграрного сектора экономики. Откуда можно взять для этого деньги ?
  2. Что касается поставленного вопроса, то мы уже разъяснили международному сообществу настоятельную необходимость введения моратория сроком на 5 лет по выплатам внешнего долга, дабы инвестировать высвободившиеся ресурсы, а на сегодня это составляет около 100 млрд. песо, в реконструкцию национальной промышленности, сельского хозяйства и научные исследования. Мы указали на необходимость того, чтобы эти ресурсы, которые можно сэкономить, находились в руках Общенационального Стола Диалогов, ввиду высочайшего уровня коррупции, так называемого, политического класса Колумбии.
  3. Мы также поставили вопрос о необходимости пересмотра международных коммерческих соглашений. Внешний долг, схемы расчётов, навязанные организациями международного крупного капитала и разного рода многосторонние соглашения, являются главными препятствиями к справедливому международному распределению ресурсов, а также причиной голода и нищеты для нашего народа. Это вопрос нашего благосостояния, справедливости и суверенитета.
  4. Каждый из вышеперечисленных пунктов требует, прежде всего, политической воли для того, чтобы снова придать ценность опозоренному понятию “национальный суверенитет”. Но все те же силы продолжают создавать экономические программы и планы, буквально следуя приказам центров власти глобального капитализма, которые просто навязывают силой договоры, внешне выглядящие вполне невинно, но выполняя которые будет абсолютно невозможно добиться того, чтобы наша страна вышла на путь самостоятельного развития. Неолиберальная политика безусловно отражает интересы крупного международного капитала, и безразличие к судьбам народов, неоднократно продемонстрированное им, приведёт нас к новым, и ещё большим, бедствиям.
  5. Военные расходы колумбийского государства достигли просто астрономических цифр. Можно с полным основанием утверждать, что нынешний дефицит государственного бюджета, во многом, является следствием именно этой ненормальной ситуации. Нам могут сказать, что Государство не может быть безоружным перед лицом насилия, которое стремится его разрушить и что столь высокие расходы связана с мощью противостоящей ему силы. Правда, на до прямо сказать, что складывается вполне обоснованное впечатление, что вооруженные убийства и терроризм грозит, главным образом, народу, который пытается организоваться и выдвинуть свои требования, поскольку всё то же Государства лишает его средств к существованию, доступа к здравоохранению, работы, жилья, образования и даже самой жизни. И всё это постоянно присутствовало и присутствует на протяжении всей истории нашей страны. Не вооружённый конфликт является причиной слаборазвитости, а слаборазвитость и нетерпимость являются причиной вооружённого конфликта. Сокращение бюджетного финансирования войны есть насущная необходимость для дальнейшего развития нашей страны. По этой же самой причине необходимо проводить серьёзные изменения в несправедливо устроенных государственных структурах, которые в самое ближайшее время смогли бы привести к решениям давно назревших проблем и скорейшему заключению всеобъемлющего мира.
  6. В итоге, получается так, что Правительство, Конгресс, крупный капитал демонстрируют явную враждебность по отношению к колумбийскому народу и одно из последних проявлений этой враждебности - урезание трансфертов, которые выделялись согласно законодательному акту № 012, что ставит под удар и без того хрупкую систему общественного здравоохранения и образования, и, в итоге, ведёт к вовлечению и этой сферы в политику коррумпированной приватизации общественных предприятий, к появлению новых законов о пенсиях, урезанию трудовых гарантий, массовым увольнениям рабочих, резкому повышению тарифов на электроэнергию и другие общественные услуги. Вся Колумбия выходит на улицы, в разных формах протестуя против этих зловещих планов. Преподаватели, студенты, работники здравоохранения, потребители, пенсионеры, семьи пропавших без вести, подвергавшихся пыткам, военнопленных, представители неформального сектора экономики, женщины, индейцы, крестьяне, бездомные.

 

В заключение, мы хотели бы затронуть ещё одну важную тему - вооружённый конфликт, который заливает кровью всю страну. Ведь, если мы сейчас находимся здесь вместе, то только потому, что стремимся найти решение этой проблемы на пути диалога, на пути согласия. И мы исходим из того положения, что вооружённый конфликт в нашей стране существует только потому, что существует огромное неравенство и несправедливость, преодоление которых в своё время оказалось невозможным мирным путём. Вооружённый конфликт является ничем иным, как концентрированным выражением тяжёлого экономического, социального, культурного и политического конфликтов, которые составляют суть нынешних колумбийских реалий. Сам факт того, что нам совместно удалось подписать Общую Повестку Диалогов во Имя Перемен не может быть расценён иначе, как откровенное признание со стороны колумбийского Государства настоятельной необходимости проведения глубоких перемен в том, что затрагивает, практически, все стороны жизни нации. Тема, которую мы затронули сейчас, является только одной из них.

Если воля политического класса, государства, экономических центров власти в Колумбии и за рубежом будет и дальше со всей безжалостностью направлена на реализацию транснациональных монополий, и дальше с олимпийским спокойствием они будут игнорировать голос миллионов рядовых колумбийцев, которые протестуют против их действий во всех уголках страны и которых безжалостно убивают под маской полувоенных формирований, то цель, обозначенная в самом начале наших переговоров, будет всё дальше удаляться от нас. Серьёзный фундамент для последующего общественного развития и справедливого перераспределения доходов должен стать результатом акта искреннего покаяния Государства, совершённым им публично за Общенациональным Столом Диалога. РВСК-АН, несмотря на глубокий скептицизм, исходящий из коридоров власти, снова подтверждает свои мирные предложения и продолжают верить в то, что примирение между колумбийцами возможно. Но для этого нужны большие усилия. Невозможно продолжать и дальше вести прекраснодушные беседы о мире, когда все действия правительства сознательно и безответственно направлены на осложнение конфликта. Необходимо помнить урок Маркеталии, тем боле, что скоро состоится 37 годовщина со дня этого события. Гордый народ, предложения которого отвергаются и которого глубоко оскорбляют, убивая его, кончает тем, что, взяв в руки оружие, превращается в неодолимую силу.

 

Горы Колумбии, 22 мая 2001 г.

 

Hosted by uCoz