От Русской редакции: Итак, “План Колумбия” сменяется новым, более масштабным планом. Наши читатели уже имели возможность ознакомиться с мнением РВСК-АН относительно “Андской инициативы”. Но не менее интересно узнать детали нового американского проекта, что называется из первых рук. Мы предлагаем Вашему вниманию материалы брифинга, прошедшего в начале мая 2001 г. в Вашингтоне.

 

Брифинг

в Государственном Департаменте США

на тему:

“Андская Региональная Инициатива”

 

Ведущий: Добрый день, леди и джентльмены. Рад приветствовать Вас в Государственном Департаменте, в комнате для брифингов. Сегодня наша тема - Андская Региональная Инициатива. В нашем брифинге принимают участие: Рэнд Бирз, помощник секретаря по международным делам в сфере борьбы с наркотиками; Билл Браунфилд, сотрудник Государственного Департамента по делам западного полушария; и от Агентства Международного Развития - Майкл Дил, который является исполняющим обязанности администратора отдела по Латинской Америки и Карибским островам.

Я знаю, что некоторые из присутствующих здесь сегодня, были в марте на брифинге, где обсуждался вопрос о помощи США Колумбии. Сегодняшний брифинг является естественным продолжением предыдущего. С тех пор мы убедились в том, что наши попытки в деле борьбы с наркотиками не могут рассматриваться изолированно, как в региональном аспекте, так и относительно их влияния на экономическое развитие и укрепление законности.

А сейчас мистер Браунфилд представит вам краткий доклад о сути Инициативы, затем мы послушаем других наших участников, после чего Вы сможете задать вопросы.

Мистер Браунфилд, прошу.

 

Б. Б.: Большое спасибо и добрый день. Вы уже слышали имена тех, кто сегодня пришёл сюда и примет участие в нашем брифинге перед тем, как Вы сможете задать вопросы и мы перейдём к обсуждению. Я хотел бы, чтобы Вы знали, что у нас и у Вас на сегодня накоплен очень больший багаж знаний и опыта по этой проблеме. Хочу ещё представить Вам мистера Боба Брауна из ONDCP и представителей из бюро Государственного Департамента по делам демократии, гражданских прав и труда, и бюро по делам народонаселения и эмиграции. У нас, присутствующих здесь семи или восьми человек, так много знаний о политике США в Андском регионе, что воздух сегодня, несомненно, потрескивает от кинетической энергии. Если кто-нибудь сейчас чиркнул бы спичкой, всё, вероятно бы, взорвалось.

Я хотел бы предложить Вам ознакомиться с комплектом материалов для прессы, которые, я надеюсь, Вы все уже получили, а если нет, то, я думаю, что мы сделаем это в течение второго часа. В нём содержится огромное количество очень интересных данных, с которыми некоторые из Вас уже ознакомились раньше. Я хочу обратить Ваше внимание на три документа, которые, я уверен, новые и довольно важные.

Один из этих документов называется “США. Политика по отношению к Андскому региону”. Это, по крайней мере, попытка стратегического анализа, которая содержит в себе то, что мы предполагаем обсудить в мельчайших подробностях в последующие 10-15 минут. Так же там имеется текст на одну страницу, который называется “Андская Региональная Инициатива”, и одна страница краткого изложения бюджета в форме таблицы по шести различным бюджетным счетам для семи латиноамериканских стран.

Осенью 1999 года, как все Вы, по-видимому, знаете, правительство Колумбии приступило к реализации плана (шум в зале).., известного как “План Колумбия”, который не имеет ничего общего с тем шумом, который, как мы слышим, происходит сейчас в задних рядах. Он был, в определённой степени, попыткой правительства Колумбии создать и реализовать стратегию, направленную на преодоление серьёзного кризиса, с которыми оно сталкивалось в то время в трёх областях: в сфере экономики, в сфере безопасности и в сфере борьбы против наркотиков.

США откликнулись на эту идею, и поддержка этой попытки была одобрена Конгрессом в июле 2000 года. США решили поддержать Колумбию или “План Колумбия”. У него, как Вы помните, шесть основных элементов: установление государственного контроля над югом Колумбии, помощь колумбийской армии, помощь колумбийской национальной полиции, помощь в деле проведения государственных реформ, помощь в альтернативном развитии и, наконец, помощь всему региону, в целом.

В течение всего прошлого года мы получали большое количество замечаний, изредка даже и критику из нескольких избирательных округов США, от Конгресса, и от некоторых членов журналистского сообщества. По сути, вся эта критика затрагивали два аспекта. Один из них заключается в том, что США якобы слишком сосредотачиваются на проблеме безопасности в ущерб социальному и экономическому развитию Колумбии. И второе, что США слишком сконцентрировали своё внимание на Колумбии, игнорируя риск наплыва колумбийских беженцев в США или риск того, что колумбийская эмиграция захлестнёт другие страны региона.

14 апреля президент США на встрече глав правительств стран Америки в Квебеке обстоятельно рассказал о сути и структуре Андской Региональной Инициативы на 2001 год. То, что представил президент и то, что мы собираемся предложить сегодня Вашему вниманию, - это материальная помощь в размере 882 миллиона 290 тысяч долларов, которая будет проведена через150-й счёт.

На этот счёт переводятся деньги из Государственного департамента и по программам помощи другим государствам. Но это совсем не то, что было в прошлом году, когда был единственный объединённый счёт, в котором Вы могли бы найти финансирование всех президентские предложений по дополнительной помощи Колумбии, в этом году Вам придётся искать их по пяти различным статьям.

Предложение обеспечить всестороннюю и равную помощь семи странам: пяти, с которыми мы традиционно сотрудничаем, - это Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия и Венесуэла, а также Бразилии и Панаме, связано с тем, что эти страны испытывают серьёзные проблемы в связи с переселением большого числа людей из некоторых регионов Анд, а также в связи с региональными проблемами и кризисами.

В течение всего прошлого года мы внимательно прислушивались ко всем критическим замечаниям, и надо отметить, что самые ценные замечания были сделаны СМИ. Поэтому я имею честь сообщить Вам о том, что, если в прошлом году дополнительная помощь была в большей степени нацелена на Колумбию, то в этом году помощь, оказываемая Колумбии по линии Андской Региональной Инициативой, снизилась примерно на 45%, 55% пойдёт в другие части региона. Пакет этого года не похож на прошлогодний, который в большей степени был сконцентрирован на оказании помощи в вопросах безопасности. В этом году объём пакета разделён примерно поровну между помощью в деле обеспечения безопасности, с одной стороны, и социальным и экономическим развитием, и структурными реформами, с другой.

Право утверждения этого бюджета принадлежит Конгрессу США, но при его разработке мы привлекали к участию и правительства семи вышеуказанных держав, и представителей Европы и других потенциальных доноров, которые, мы думаем, могли бы найти ещё более позитивный подход к поддержке этого региона.

В настоящее время предложение президента находится в Конгрессе. И я надеюсь, что не выдам никакой тайны, если скажу, что мы очень надеемся на то, что Конгресс поддержит и примет президентскую инициативу.

Вот, пожалуй, и всё, что я хотел сказать. Думаю, мы могли бы провести продуктивно ещё пару минут, послушав сначала помощника секретаря Бирза, а затем исполняющего обязанности администратора Дила.

 

Р.Б.: Большое спасибо, Билл. То, на что я хочу обратить Ваше внимание, - это вопросы безопасности, на которые выделяются определённые средства из бюджета нашего проекта, а затем послушаем Майка с его предложениями от Агентства Международного Развития. То, что мы в основном пытаемся сделать в этой области - это поддержка и попытка взять инициативу в свои руки... это поддержка той попытки, которая была предпринята в ходе реализации “Плана Колумбия”, относительно установления контроля над основными регионами незаконного выращивания наркосодержащих культур и перенос этого опыта на другие страны региона.

Что касается непосредственно Колумбии, то она всё ещё остаётся приоритетной для нас страной и потому это потребует выделения дополнительных 250 млн. $. Но это не узконаправленный бюджет, как это было в случае с “Планом Колумбия”. Помощь будет оказываться как полиции, так и военным. При всём уважении к Перу и Боливии, Перу будет предложено на усиление борьбы с наркотиками 77 млн. $, Боливии - 54. Эта помощь будет направлена на то, чтобы поддержать уже существующие программы, но не расширять их сверх обычных уровней. Как многие из Вас знают, увеличение объёма производства кокаина в Колумбии очень тесно связано с понижением производства кокаина в Перу и в Боливии, и мы обеспокоены этим.

Однако, с прошлого года, впервые за много лет, мы начали отмечать новый рост размеров плантаций коки в Перу. Это очень серьёзная ситуация, но мы хотим заверить Вас в том, что она не перерастёт в нечто большее. В этой области будет предпринят ряд энергичных мер. По крайней мере, одна из них уже в самое ближайшее время - это ремонт нескольких вертолётов для перуанской полиции по программе уничтожения незаконных плантаций.

При всём уважении к Эквадору, ему будет предложено 19 млн. $ для усиления борьбы с наркотиками. Это даст нам возможность не только заняться проблемами замещения выращивания наркосодержащих культур, или свободно перемещаться из южного в северный Эквадор, но ещё и работать с эквадорской полицией и военными в направлении уменьшения торговли наркотиками внутри страны, и в особенности на северной границе. И, наконец, Бразилия, Панама и Венесуэла. Мы можем выделить им 15, 11 и 10 млн. $ соответственно. Как уже заметил Билл, при всём уважении к Бразилии, мы сконцентрируем своё внимание, в основном, на западных её границах, там где они проходят с Колумбией, а также с Перу и Боливией, но главным образом нас беспокоит граница с Колумбией. Что касается Панамы, то мы активно поддерживаем меры по преследованию наркоторговцев как на море, так и на суше. То же самое относится и к Венесуэле, мы поможем ей в преследовании наркоторговцев, в прошлом году мы хорошо сотрудничали с этой страной по данной проблеме. Позвольте мне на этом завершить для того, чтобы ответить на ваши вопросы, но сначала, давайте послушаем мистера Дила.

М.Д.: Спасибо. Я хотел бы занять всего несколько минут для того, чтобы дать краткое описание социального и экономического аспектов Андской Региональной Инициативы. Проблема наркотиков и насилия не будет решена до тех пор, пока мы не обратимся к причинам этой проблемы; пока демократические институты в регионе не станут более сильными, более содержательными и ясными; пока правительство на общегосударственном и на местном уровнях не обеспечит работу и нормальные условия жизни сельским беднякам, пока оно не обеспечит им материальную поддержку в будущем, не улучшит их уровень жизни; пока система правосудия не станет более доступной, более эффективной и пока не уменьшится безнаказанность; пока ситуация с правами человека не улучшится; пока не будут решены проблемы широко распространённой коррупции; и пока безработным не будет предоставлена возможность заниматься законной работой.

Это требует серьёзных социальных перемен, а они, в свою очередь, требуют времени. Они требуют продолжения помощи правительства США. И по линии правительственной помощи на 2002 г. планируется выделить 390 млн. $. Для сравнения - наши возможности в прошлом году составляли 151 млн. $.

Наша новая Андская программа, во многом, исходит из уже существующих программ, но их расширение необходимо в связи с изменениями, происходящими в регионе. Мы предполагаем построить нашу дальнейшую работу в трёх важнейших сферах: демократия, экономическое развитие и альтернативное экономическое развитие.

Первая важная сфера, в которой мы работаем в духе укрепления демократии, а она включает в себя множество компонентов, - это, например, укрепление правосудия, мы стремимся сделать его более современным и эффективным, более ясным и доступным для людей.

Часть программы обеспечивает доступ к правосудию бедных через создание местных органов власти, в основном, в посёлках бедноты, которые имеются вокруг большинства крупных латиноамериканских городов. Мы занимаемся этим в Колумбии и Перу, и с очень хорошими результатами. У нас есть программа, которая направлена на улучшение ситуации с правами человека. В Колумбии наша деятельность направлена на помощь в предотвращении убийств через систему профилактических мероприятий, на работу с чиновниками, рассмотрение претензий граждан к правительственным служащим. Мы работаем над улучшением ситуации с правами человека и в Перу, разумеется, настолько, насколько это в наших силах.

У нас есть программы, направленные на помощь в усилении работы правительственных органов в сельской местности. Это одна из самых заброшенных государственной властью территорий в этих странах, что в свою очередь порождает серьёзные проблемы с правами человека здесь. Мы работаем с мэрами, обучаем их, помогаем определить приоритеты, предлагаем проекты, помогаем распорядиться финансовыми ресурсами более ясным и ответственным образом. Это очень важная часть становления демократии в сельской местности. Также у нас имеются антикоррупционные программы. Мы оказываем помощь Колумбии, Эквадору и Перу в усилении их возможностей по разоблачению коррупционеров и расследованию и преследованию в судебном порядке продажных чиновников.

Вторая важная сфера, в которой мы работаем, - экономическое развитие и экономический рост, облегчение жизни бедняков. Чтобы содействовать улучшению уровня жизнь бедняков, мы работаем в области банковской реформы и макроэкономической политики. Мы стараемся усилить торговый потенциал этих стран, чтобы помочь им успешно вписаться в ВТО, которая способствует согласованию торговых тарифов. Мы продолжим проведение программы оздоровления населения в Перу и Боливии, и мы обратим особое внимание на сферу образования, включая создание Андской Регионального Центра подготовки учителей, как о том было объявлено президентом в Квебеке на совещании глав правительств стран Америк.

Охрана природных ресурсов стран континента, сохранение их уникального экологического разнообразия и помощь в восстановлении нанесённого окружающей среде ущерба в результате незаконного производства наркотиков также будут находиться в центре нашего внимания.

Третья важная сфера, и именно сюда будет направлено больше половины выделяемых по программе Андской Региональной Инициативы ресурсов, которыми будет распоряжаться американское правительство, - это альтернативное экономическое развитие. Это та программа, которая, в принципе, уже работает давно. Мы ясно видим, после десяти лет работы в Боливии и Перу, что три стратегических метода: искоренение незаконных плантаций, замещение выращивания наркосодержащих культур и альтернативное развитие имели успех, что выразилось в резком уменьшении производства коки в обеих этих странах. Система альтернативного развития действительно работает и является важным и неотъемлемым элементом нашей стратегии.

Эта система подразумевает то же самое, что и во всех других странах, и включает в себя группы мелких фермеров, фермерских общин, подписывающих соглашения с правительством, соглашения о добровольной ликвидации 100% выращиваемого ими урожая коки в обмен на возможность получения прибыли как на индивидуальном, так и на общинном уровне; на индивидуальном уровне, через предоставление им возможности получения легальной прибыли, а на общинном уровне – через создание соответствующей инфраструктуры, такой, как школы, больницы, снабжение водой и строительство просёлочных дорог.

При этом важно отметить, что вопрос о коке имеет крайне важное экономическое значение. Мы прилагаем все усилия для того, чтобы процесс искоренения носил добровольный характер, но прекрасно понимаем, что, с экономической точки зрения, для местных фермеров это невыгодно, а раз это так, то в качестве важнейшего стимула остаётся угроза недобровольного искоренения. И мы предвидим вероятность затягивания процесса добровольного отказа от выращивания коки.. Наиболее вероятен этот риск в Колумбии, где фермеры всего 2 или 3 месяца назад солидарно подписали соответствующее соглашение.

В Перу и Боливии мы сосредоточили наши усилия на поддержке жёстких мер по искоренению коки. Мы хотим помочь правительствам и фермерам этих стран избежать искушения уйти опять в сферу производства наркотиков.

Это будет нелегко и потребует серьёзных реформ, усиления эффективности действия законов и внесения некоторых изменений в социальную сторону жизни, которых мы добьёмся через программы помощи.

Позвольте мне в заключение сказать о том, что Региональная Инициатива должна рассматриваться как национальная программа для каждой из этих стран, направленная на решение всех их острых проблем. Именно они - основные участники этого проекта. Наша роль – это только содействие позитивным процессам, и мы будем работать с ними в течение последующих нескольких лет для достижения поставленной цели. Спасибо.

 

Вопрос из зала: У меня есть несколько вопросов... (не слышно)... относится к тому, что Вы только что сказали. Я немного запутался. Я, должно быть, прочитал этот бюджет неправильно. Но Вы только что тщательно разобрали всё множество типов социальных программ. Но где прописано их финансирование ? В двух схемах нет социальных и экономических программ для Колумбии.

Б.Б.: Нет, это... (не слышно).

Вопрос из зала: Да, но это по линии INC. 146, 5 мил. $ перечисляется на охрану окружающей среды, и это меньше, чем на экономические и социальные программы. И совсем ничего нет для экономической поддержки развития, помощи детям и здравоохранения. А где же деньги для...

Б.Б.: Это прописано отдельной строкой в бюджете INL. Дело в том, что существует большое количество программ по Колумбии, которые финансируются из других бюджетов. В данном же случае это будут деньги из INL, и они нужны для программы альтернативного развития и для поддержки других наших целей в Колумбии.

Вопрос из зала: Вы можете сказать сколько сейчас таких программ реализуется в Колумбии ?

Б.Б.: Цифры перед Вами, на столе. В отношении же того, сколько их может быть...

Вопрос из зала: Хорошо. Тогда почему для Боливии всё выглядит иначе ?

Б.Б.: Это из-за политической ситуации в Боливии… Майк, вернитесь, пожалуйста. Давайте ответим на этот вопрос вместе.

Вопрос из зала: Я просто не понимаю, почему Вы составляли эти списки, исходя из одних факторов в одной стране и...

Б.Б.: О, это, конечно, несколько бюрократический стиль...

Вопрос из зала: Похоже, тут пытаются что-то скрыть от нас...

М.Д.: Нет. Никоим образом. Мы ничего не пытаемся скрыть.

Просто, в Колумбии были программы экономического развития, которые мы ранее обеспечивали через INL. Но, когда мы только начинали, то, в основном, мы отправляли деньги по линии правительственной помощи. Но, с тех пор, как мы встали во главе программы в Колумбии, то потеряло смысл снимать её с бюджета INL и переносить в другой. В остальных же странах были программы, которые начинались с государственной помощи, и у нас было несколько альтернативных программ развития для них. И единственное, что мы сделали, это пригласили представителей всех программ, собрали их в одной комнате, сели и сказали: “Хорошо, теперь мы будем делать это вместе”.

Сейчас, когда мы сделали дополнительный бюджет, мы не отказываемся, а усиливаем эффективность выполнения программ, осуществляемых по линии государственной помощи на территории Латинской Америки. В данном случае мы хотим объединить программы для всех семи стран, и быть уверенными в том, что они все скооперированы и представляют единое целое, чтобы и Вам, и Конгрессу, и этим странам стало ясно, что мы хотим работать с объединённым пакетом соглашений. Отсюда и такой, не совсем обычный, принцип финансирования

Вопрос из зала: Да, у меня вопрос к мистеру Бирзу. Вам известно о независимом расследовании, проведённом правительством Колумбии и ООН ? Его результаты стали известны на этой неделе и они говорят о том, что на самом деле Колумбия производит намного больше кокаина, чем утверждаете Вы. Как вы оцениваете степень достоверности этого расследования ?

Р.Б.: Мне известно об этом только то, что писалось в прессе. У меня была возможность ознакомиться со всей информацией по этому расследованию, когда эта история только начала раскручиваться. В данное время мы не готовы давать какие-то определённые комментарии относительно обоснованности этого расследования, так как у нас нет информации о его методологии. Это не первый случай, когда другие страны или организации пытаются оценить размер урожая наркосодержащих культур. Когда происходят такие вещи, мы в основном стараемся поддерживать контакт с расследующей страной или агентством, чтобы понять их методологию, показать нашу, и устранить несоответствия.

Последнее время у всех на устах Афганистан, где UNDCP также проводила расследование подобного рода, результаты которого отличались... действительно, существенно отличались от наших оценок. Но в результате ряда дискуссий и встреч, мы сумели значительно уменьшить эти различия, и мы будем пытаться продолжать проведение такой работы.

Но я думаю, что, справедливости ради, следует отметить, что их расследование, как и наше собственное, показывает, что объём выращивания коки в Колумбии растёт, и это нас беспокоит. Но порождённые этим в прессе комментарии о том, что это якобы является свидетельством провала попыток Колумбии и США в борьбе с выращиванием коки, я думаю, это преждевременные выводы.

Вопрос из зала: Хорошо, можете ли Вы объяснить, почему колумбийское правительство не проинформировало Вас о начале собственного расследования, ведь Вы являетесь одним из основных участников программы по борьбе с наркотиками ?

Р.Б.: Нам было известно о назначении колумбийским правительством расследования, UNDCP всегда интересуется результатами экспертиз со стороны независимых от США структур. Результаты, с которыми Вы знакомы сейчас, носят пока ещё предварительный характер, просто у нас не было ещё возможности собраться вместе и поговорить об этом. Но, да, мы знали об этом.

Вопрос из зала: У меня вопрос к м-ру Бирзу и м-ру Браунфилду. Для м-ра Бирза вопрос такой: как Вы объясните увеличение масштабов культивации коки в Перу ? И не означает ли это, что вновь появилась необходимость в возобновлении полётов военной авиации, которые были прекращены в Перу после того, как там был по ошибке был сбит самолёт американских миссионеров ?

Р.Б.: При всём уважению к такому серьёзному определению как “быстрый рост”, пожалуйста, позвольте мне быть точным. То, о чём мы говорим сейчас, это оценка результатов исследований, начиная с 2000 года. Они свидетельствуют о том, что за это время было уничтожено в совокупности 7700 гектаров незаконных плантаций коки, но, одновременно, и появилось новых плантаций на площади 3200 гектаров в целом. Это не быстрый рост. Это тревожный факт, потому что за предшествующие несколько лет мы не прослеживали вообще никакой новой культивации. “Быстрый рост”, в данной ситуации – это слишком громко сказано.

Далее, относительно возобновления полётов военной авиации. Как Вам, наверное, известно, я принимаю непосредственное участие в рассмотрении инцидента, имевшего места 20 апреля. Расследование ещё не завершено, и я не собираюсь давать комментарии, и впредь попрошу не задавать мне вопросов на эту тему. Но я могу сказать, что переброска кокаина из Перу в Колумбию по воздуху - это лишь один из путей вывоза; по земле кокаин перевозится в Боливию; также его вывозят ещё и морскими путями. И следует сказать, что воздушный мост между Перу и Колумбией больше не является главным при переправке кокаина.

Вопрос из зала: Вопрос к м-ру Браунфилду. Сэр, я не уверен, но мне показалось, что вы пошутили, когда сказали о...

Б.Б.: Никоим образом.

Вопрос из зала: ...отвечая на критику со стороны Конгресса и прессы о возможности изменения стратегии борьбы с наркотиками… я имею в виду, не являемся ли мы свидетелями фундаментальных перемен стратегии США в борьбе с наркотиками, перехода от военной помощи Колумбии к другим методам ?

Б.Б.: Мы были не согласны со многими критическими замечаниями в адрес “Плана Колумбия” в прошлом году, с тем, что якобы эта программа чрезмерно сконцентрирована на Колумбии, на проблеме безопасности. Таково было наше убеждение, и мы заявляли об этом в СМИ, в Конгрессе, это был первый шаг в наших многолетних усилиях по борьбе с кризисами, проблемами и угрозами в этой области, и это был первый шаг, сделанный нами к самому сердцу проблем - Колумбии. И потому в течение первого года наше особое внимание было уделено больше геофизическим вопросам – почве, местности, - что было весьма существенно в порядке начинания, если хотите.

Первоначальные меры, конечно, были дорогостоящими. Вертолёты и другая авиация, если называть вещи своими именами, стоят очень дорого. Это были плохие новости. Хорошие же новости заключаются в том, что раз вы за них уже заплатили, то больше платить не придётся, и потому о дорогостоящих компонентах программы позаботились, как уже указал мистер Бирз, в прошлом году.

То, что мы видим в этом году, в связи с президентской Андской Региональной Инициативой на 2002 финансовый год, - это попытка, которая более сбалансирована в социально-экономическом плане, в плане реформ государственных структур, и в плане проблемы безопасности. Я смею утверждать, что мы учли некоторые замечания, которые мы получили в прошлом году от тех, кто полагал, что наш подход был слишком сосредоточен на одной стране и слишком – на жёстких методах борьбы с наркотиками.

Вопрос из зала: Давайте рассмотрим этот момент поподробнее.. Что именно.., что Вы сделали не так в рамках “Плана Колумбия”, что Вы собираетесь исправить ? Нельзя ли об этом чуть поподробнее ? И далее, один из главных моментов, вызывающих недовольство Вашей программой заключается в том, что в ней ничего не говорится относительно военных и нарушениях ими прав человека, нет никакой попытки сдерживать и контролировать их деятельность. Есть ли в Вашей программе что-нибудь, относящееся к этому аспекту?

Б.Б.: Конечно. Но давайте по порядку. Я не собираюсь тут вставать перед вами и заниматься самобичеванием, рассуждая о том, что же могло пойти не так в нашем подходе в течение прошлого года. Я скажу, что в идеальном варианте, мы бы хотели заручиться большей поддержкой и содействием других стран и частей региона. Но мы живём в несовершенном мире. И он был определён готовностью членов Конгресса отдать деньги американских налогоплательщиков во имя этой цели. Наши средства в то время были ограничены, и выйти за их пределы мы не могли. И мы подсчитали, что, имея в своём распоряжении именно столько средств, нам следует начинать с Колумбии.

Я думаю, что сегодня мы учли имевшую место критику, те темпы, с которыми избыток средств отправлялся из Колумбии в другие страны. И я скажу, что некоторая критика... я даже скажу, что большинство этой критики, всё же было преувеличением.

Надо прямо сказать, что мы признаём, что Колумбия - это угроза, Колумбия - это бедствие, если хотите, из-за наркотиков и мятежей, из-за военных и экономических проблем, которые влияют на транспортировку наркотиков и ухода людей, - преступников и партизан - за границу. И мы будем продолжать попытки решения этой проблемы.

Далее, военные. Мой аргумент, наш аргумент, заключается в том, что большая часть помощи, которую мы оказывали Колумбии, реально помогала правительству и населению Колумбии решать основополагающие проблемы, которые порождали разного рода военизированные движения, не говоря уже о мятежных партизанских движениях левого толка. Всё это возникло не в вакууме, это было порождено экономическими, политическими, социальными и, в некоторой степени, законами и правительственными мерами, которые существовали и осуществлялись в некоторых частях страны задолго до появления “Плана Колумбия”, и даже, задолго до того, как я переступил порог Государственного Департамента США, может быть, даже задолго до моего рождения, а это было давно.

И наш главный аргумент заключается в том, что, мы пытаемся решать указанные экономические и социальные проблемы через экономическую и социальную помощь. Мы пытаемся решить проблему правительственных учреждениях, которые не работают или работают плохо. То, что мы делаем, это попытка лишить ресурсов полувоенные организации Колумбии и, косвенным образом, партизанские организации, которые подпитываются доходами от выращивания коки. И в этом случае, я бы сказал, что большая часть, если не вся наша помощь, и в прошлогоднем чисто колумбийском варианте, и в разработанной в этом году Андской Региональной Инициативе, в той её части, которая касается Колумбии, будет способствовать решению и военной проблемы.

Вопрос из зала: У меня пара вопросов к Вам. Первый - к мистеру Бирзу. Какой процент от этих денежных средств пойдёт на программу перехвата транспортов с наркотиками по воздуху ? И второй вопрос, я думаю, к мистеру Дилу, ну или к тому, кто захочет ответить. Андская Инициатива – это единственный вид помощи, направленный на экономическое и социальное развитие тех странах, которые она охватывает; или же Инициатива является частью социального и экономического плана, скоординированной с другими программами помощи, или же она является, главным образом, частью общестратегического плана борьбы с наркотиками ? Если здесь есть кто-нибудь из Комитета по гражданским правам, то у меня вопрос и к нему. Обязательства Колумбии по соблюдению гражданских прав остаются ? И собираетесь ли Вы увязать помощь другим странам с их обязательствами в области гражданских прав ? Спасибо.

Р.Б.: Хорошо. Много вопросов.

Отвечаю на Ваш первый вопрос: как я уже отметил ранее, способы перевозки наркотиков из Перу изменились с начала реализации Программы Ликвидации Воздушных Мостов, особенно на высшей фазе реализации этого проекта в 1995-1997 году. В результате, торговцы наркотиками обратились к иным вариантам перевозки коки, но это вовсе не говорит о том, что Программа Ликвидации Воздушных Мостов больше не нужна, просто она больше не является единственным способом борьбы с наркоторговлей, как это было раньше. Зависим ли мы всецело от этой программы ? Нет. Это важная программа? Да. По соглашению между обоими правительствами она временно приостановлена. Когда будет закончено расследование того печального инцидента, о котором Вы все знаете, мы сможем сказать что-то более конкретное по этому поводу.

Вопрос из зала: Итак, Вы хотите сказать, что Ваш взгляд на программу воздушного перехвата несколько изменился; так как изменились способы транспортировки наркотиков ?

Р.Б.: Я бы не сказал, что программа перехвата как таковая изменилась, просто изменился баланс нашей финансовой помощи, направленной на борьбу с наркотиками, а это произошло в результате изменения способов транспортировки наркотиков.

М.Д.: Что касается нашей социально-экономической программы развития, то она демонстрирует целостность нашего подхода к проблеме содействия этим странам. Она состоит из помощи в деле развития, борьбы с детской смертностью, фонда экономической поддержки, а также средств INL для альтернативного развития.

Б.Б.: Две небольшие поправки к тому, что сказал Майк, я думаю, что он с ними согласится: во-первых, это программа помощи продуктами питания - P. L. 480, которая не будет включена в Андскую Региональную Инициативу; и, во-вторых, что касается Панамы, есть программа ESF, которая будет реализовываться в Панаме, и, которая не будет являться частью Андской Региональной Инициативы. И это опять-таки возвращает нас к моим первым словам, где я отметил, что мы не считаем, что всю Панаму и всю Бразилию следует относить к странам Андского Региона.

Наконец, в вашем обширном перечне вопросов Вы также спросили о ситуации с гражданскими правами. Я отвечу Вам так - на этом этапе то, что президент предложил Конгрессу США, это пока бюджет Инициативы. Это просто финансовый расчёт. Мы ничего не предлагали кроме определённой суммы денег для семи стран, для разнообразных специфических целей и программ.

Излишне говорить о том, что, конечно же, мы будем работать с Конгрессом на условиях мониторинга ситуации с правами человека или на каких-либо других условиях, которые может предложить Конгресс.

Я позволю себе закрыть этот вопрос словами о том, что уверен в помощи и согласии моего коллеги сидящего справа, ведь в Конгрессе ежегодно происходят слушания о гражданских правах, и не только в указанных семи странах, но и во всём мире. В общем, в этом вопросе нет ничего, чтобы скрывалось или умалчивалось.

Р.Б.: Кроме того, прошу учесть, что нам уже запрещено законом передавать деньги тем людям, которые известны, как злостные нарушители гражданских прав, а также мы обязаны приостанавливать процесс финансирования, если после его начала выясняется, что они таковыми являются. Таким образом, у нас уже есть ряд ограничений, и мы их придерживаемся.

Вопрос из зала: Есть большая озабоченность тем, как Вы помогаете этим странам в деле усиления их репрессивных органов, как это имеет место в Колумби. Действительно ли силовые акции позитивно повлияют на ситуацию с гражданскими правами в этих странах ?

Б.Б,: Я думаю, наша работа в области соблюдения гражданских прав, вне всякого сомнения, будет оставаться совместной. Любая помощь, которую мы будем предоставлять указанным семи странам, будет основаны на наших фундаментальных представлениях и ценностях.

Вопрос из зала: Спасибо. У меня вопрос к мистеру Бирзу. (невнятно)... то сотрудничество... на самом деле в Техасе они сотрудничают энергично. То, чем они занимаются сейчас - это не то, что они делали год назад, когда Вы критиковали их за слабую работу по недопущению транспортировки наркотиков воздушным путём ?

Р.Б.: Необходимо провести разграничение между борьбой против воздушных коридоров и другими видами взаимодействия в деле борьбы против наркотиков. Другие виды взаимодействия - это кооперация с нашей администрацией в деле ликвидации торговли наркотиками, а также кооперация с другими американскими агентствами по ликвидации наркобизнеса, по проведению расследований, судебных дел, арестам и конфискации наркотиков.

Вопрос из зала: Вы пытались представить картину грандиозной войны с наркотиками, а получается, что через десять лет этой войны производство наркотиков выросло в гораздо больших масштабах, чем было раньше. У нас по-прежнему растёт потребление наркотиков, особенно кокаина. У нас высокое... (невнятное слово)... здесь кокаина и ещё более легко приобрести кокаин прямо на улице. Но есть и ещё один факт, который свидетельствует о том, что далеко не всё идёт хорошо – это цена на улице. Цены понижаются. Так, вот, после всего этого, как же мы можем думать, что вся эта стратегия успешна несмотря ни на что ?

М.Д.: Мы с Бобом Брауном попытаемся ответить.

Во-первых, я бы не стал столь негативно оценивать плоды нашей десятилетней работы. Цифры, которые указаны в схеме... конечно, я не утверждаю, что это огромное уменьшение. Это очень скромное уменьшение. Оно началось в 1995 и только в 2000 отмечается небольшой рост. Снижение в Перу и Боливии было большим, чем рост в Колумбии в течение того же периода времени. Это во-первых. Во-вторых, в нашем распоряжении никогда до этого не было столько средств, как в год начала реализации “Плана Колумбия”.

А теперь позвольте Бобу Брауну рассказать о спросе на наркотики в США и не только.

Б.Б..: Ситуация здесь такова - в начале 80-х гг. 12% населения США часто употребляли наркотики, т.е. 20 с небольшим миллионов человек. В прошлом году - 6%, т.е. 12 с небольшим миллионов человек ... в общем, число наркоманов в США сократилось на 50%. Сегодня большая часть случаев употребления кокаина носит нерегулярный характер.

Конечно, мы пока ещё только начинаем избавляться от этого.., и потому это, может быть, слишком радужная картина, но это ясная картина, и, я думаю, очень позитивная ... тем не менее, она оставляет нам с твердое 3-х миллионное ядро постоянных наркоманов, тратящих 30 миллиардов долларов в год на кокаин. И мы также должны учитывать социальную цену этого явления для нашей страны - потеря трудоспособности, госпитализация, другие медицинские затраты, содержание в тюрьмах и т.п.

Такова общая картина. Если я... Я не слышал всех вопросов, но я думаю, что, в общем и целом, с наркоманией в США намечается позитивная тенденция. Ещё раз повторю, что мы ещё только начинаем избавляться от этой опасности сегодня, и в ходе этого процесса несём неприемлемые потери.

Я думаю, что вы видели или слышали выступление президента в прошлый четверг в связи с тем, что он предложил кандидатуру м-ра Уолтерса на роль моего нового босса, нового директора ONDCP. Президент придал особое значение продолжению наших совместных усилий с полицией по борьбе с наркотиками и продолжению усилий по снижению уровня потребления наркотиков в США. Особенно он указал на некоторое направления наших общих усилий в этой сфере, на устранение пробелов в нашей работе, на необходимость пресечения злоупотреблений наркотиками в тюремной системе и т. п.

Б.Б.: Но давайте вернёмся к главной теме нашего сегодняшнего брифинга, - к Андской Региональной Инициативе. Андская Региональная Инициатива – это не только программа по борьбе с наркотиками. Это стратегия, которая состоит из трёх элементов. Мы обозначим её как три “d” - демократия, развитие и наркотики (democracy, development, drugs). Антинаркотическая составляющая, безусловно, - очень важная часть Андской Региональной Инициативы, но это попытка объединить и решить все элементы проблемы и угрозы, которые оказывают своё влияние на Андский регион и, косвенным образом, на США.

Под демократией мы подразумеваем не только поддержку избирательного процесса, но и гражданские права, и образование, и там, где это требуется, гуманитарную помощь. Развитие – это не только динамичная экономика и социальное развитие, но и подключение указанных стран к Общеамериканскому Соглашению о свободной торговле которое, по словам президента, будет завершено к январю 2005 г. И, наконец, в качестве существенного компонента, - энергичная и сбалансированная борьба против наркотиков. Одним словом, Андская Региональная Инициатива – это попытка интегрировать все эти элементы в один связный подход.

Вопрос из зала: У меня пара вопросов по поводу кампаний-поставщиков контрактников, и их деятельности в Колумбии. Сколько денег правительство США тратит на данный момент на частные контракты для Колумбии? И кроме Dyncorp, о которой мы все знаем, какие другие компании занимаются такого рода контрактами ? И проводится ли какая-нибудь работа по обучению самих колумбийцев, которые сами могли бы выполнять эту работу вместо этих контрактников ?

Р.Б.: Этот вопрос лучше задать Департаменту по обороне. Но могу сказать, что годовой бюджет Dyncorp колеблется в последние несколько лет между 35 и 50 млн. долларами. Затем, мы, безусловно, проводим политику постоянного увеличения колумбийского персонала. И уже сейчас есть высоко квалифицированный колумбийский персонал, который способен многое взять на себя.

 

Ведущий: Хорошо. Я хотел бы выразить благодарность всем нашим участникам брифинга за их понимание важности трёх “d”, и всем Вам за вашу заинтересованность. Мы будем проводить такие брифинги и в дальнейшем.

Спасибо.

 

Перевод – “Даша-коммуняша”

 

Комментарий: Ну, что же, отдадим должное умение американских чиновников работать с прессой и общественностью: если особо не вчитываться в текст, то, действительно, можно только удивляться кто может выступать против таких прекрасных вещей, которые предлагаются администрацией президента Буша. И всё же…

И всё же данный план имеет все черты комплексного контрповстанческого проекта с учётом той критики, которая прозвучала в адрес “Плана Колумбия”. Андская Инициатива предполагает более широкой подход, предполагает привлечение к этому проекту соседей Колумбии, Европы и, кто знает, может быть и России. Сколько уже “прекрасных” американских инициатив оборачивались войной. Что будет на этот раз ?

 

Hosted by uCoz