Жизнь и политические взгляды Мануэля Переса (продолжение)

Что же касается краха "сталинистского проекта", то об этом в прессе UCELN можно прочесть следующее: "Это конец лишь частного способа понимания социализма и пути его строительства, некоей отдельной версии, чей главный недостаток состоял в том, что ее творцы стремились загнать в единую модель целый свод идей и социальных проектов, которые по самой своей природе различны, комплексны и подвержены постоянному видоизменению, и превратить эту модель в универсальную истину". Согласно UCELN, "так называемый проект реального социализма фактически заключал в себе глубочайший конфликт между социализмом и демократией", тогда как "полная демократизация общества, при том что это еще и синоним социализма, является единственной гарантией того, что общество сможет избежать совершения новых ошибок, как можно быстрее исправить те, что уже были сделаны, и, в конечном счете, окажется способно преодолеть отчуждение от самого себя." Результат же конфликта между социализмом и демократией оказался катастрофическим: "гражданское общество было подмято партией и государством, а точнее - новым правящим классом в лице элитарной государственной бюрократии." В то же время идеологи UCELN признают, что "многие из искажений, ошибок и несправедливостей, которые совершались в социалистических странах под флагом борьбы за социализм, имели свои аналоги и в нашей собственной практике". Однако с точки зрения руководства UCELN, "глубокий кризис социализма вовсе не поставил под сомнение дорогу революции, напротив - он освободил ее от мифов и всяческих табу". Этот кризис также "освободил марксизм от оков догматизма и схематизма, вдохнув новую жизнь в основные начала материалистической диалектики марксизма" и "стимулировав творческое начало и самобытность у тех народов, которые ведут борьбу за освобождение - как национальное, так и социальное". Среди прочих догматов, отброшенных UCELN в этот период, была и концепция партии как единственного авангарда революционного движения. "Кризис социалистического лагеря наглядно показал нам, что для народной и социалистической демократии более здоровым является такое положение вещей, когда в рамках общереволюционного контекста различные политические тенденции ведут соревнование за возможность осуществлять политическое и идеологическое руководство в новом обществе". Мануэль Перес в своих многочисленных выступлениях как перед бойцами и командирами UCELN, так и перед участниками братской организации FARC - EP постоянно проводил мысль о том, что "демократия - это суть строительства социализма" и что "для того чтобы гарантировать демократию в любом будущем обществе, мы должны начать создавать ее здесь и сейчас...". "Самое лучшее - это начать создавать демократию здесь и сейчас посредством установления прямой демократии народа в сфере экономического развития, а также участия масс в процессе выработки политических решений." Перес также не уставал объяснять, что там, где это возможно, партизанские силы и массовые движения уже сейчас осуществляют "муниципальный контроль" (а также контроль на уровне провинций и целых регионов). Основные направления этой новой политической линии были одобрены 2-м Конгрессом UCELN, прошедшем в декабре 1989 года. Участники Конгресса после длительных и напряженных дебатов пришли к выводу, что стратегия затяжной народной войны прежде всего должна быть нацелена на создание народной власти. "Народная власть находит свое наивысшее воплощение в разрушении старого государства и в последующем формировании нового", но при этом "очень важно уже с самого начала борьбы начать развивать стремление масс взять власть в свои руки, помогая им чем только можно в деле строительства собственных автономных форм организации и создания форм самоуправления, находящихся в тесной связи с возникающими революционными организациями." Что же касается "муниципального контроля", то UCELN "стремится к тому, чтобы сами люди становились новой муниципальной властью, чтобы сами общины принимали решения по вопросам, непосредственно затрагивающим их интересы и нужды". Вместе с тем, "с целью консолидации этой подлинно народной власти в условиях войны, когда враг пока еще намного сильнее нас самих", UCELN также выдвигает идею "объединения борьбы как в рамках существующих институциональных пространств, так и вне их, в единую общую стратегию народной войны". Например, вторжение революционных сил и народных масс в буржуазно-демократические институты с помощью таких инструментов, как выборы мэров и муниципальных советов, должны сочетаться с созданием новых органов народовластия, поскольку народная власть "не может существовать без прямой демократии и самоуправления масс".

Непреходящая ценность социализма

Вплоть до самого конца своей жизни Мануэль Перес рассматривал вопрос о власти в качестве фундаментального вопроса всех революций. Незадолго до своей смерти он еще раз объяснил свою позицию во время хорошо известной дискуссии, начавшейся в международном левом движении по инициативе участников Сапатистской армии национального освобождения (Мексика): "До некоторой степени мы согласны с сапатистами, когда речь заходит о том, что необходимо строить народную власть уже сейчас, а не дожидаться окончательной победы революции и только после этого начинать помогать народным массам в деле создания структур самоуправления в той или иной форме. Тем не менее, мы не разделяем другие их идеи, поскольку мы являемся частью революционного авангарда, а значит, намереваемся сыграть свою роль на стороне народа в деле захвата власти."







Hosted by uCoz