Жизнь и политические взгляды Мануэля Переса (продолжение) В своем заявлении для прессы, под которым также подписались и его друзья, отец Лаин так объяснил причины, толкнувшие его на такой шаг: " В соответствии с общественной природой роли священников как наставников народа, я решил исполнить свой долг до конца и с этой целью присоединился к партизанам...
Я избрал путь социалистической революции, потому что это единственный способ ликвидировать эксплуатацию человека человеком." Далее в своей декларации Лаин осудил "соучастие Церкви в преступлениях этого эксплуататорского режима, являющееся ничем иным, как злоупотреблением тем влиянием, которым она еще обладает в сознании многих представителей пролетарских масс". Партизанское формирование, к которому присоединился Перес, резко отличалось от тех представлений, которые уже успели сложиться у него к тому времени. В нем насчитывалось всего лишь 60 - 70 бойцов, а потому партизанам не хватало сил даже на организацию еще одного партизанского фронта. К тому же не хватало самых необходимых вещей: пищи, лекарств, боеприпасов, так что очень часто главной целью партизан было просто выживание в труднейших условиях сельвы. Ждать же помощи партизанам было особенно не откуда - сеть сторонников и помощников партизан в городах оказалась фактически ликвидирована в результате жесточайших репрессий правительства. Вдобавок, незадолго перед этим, среди партизан ELN произошел кровавый внутренний конфликт, последствия которого к моменту вступления Лопеса в отряд так еще и не изгладились. Началось все с того, что Хосе Айала, член лидировавшей в то время фракции, был убит членами противоборствующей фракции после какой-то смехотворной ссоры. Разъяренные этой историей друзья Айалы устроили показательный суд над тремя членами другой фракции, включая одного из руководителей ELN Виктора Медину Морона, обвинив их в "заговорщической деятельности" и пособничестве врагу. Как нетрудно догадаться, судилище закончилось расстрелом всех обвиняемых. В целом внутриорганизационный кризис в ELN явился результатом разногласий по политическим и тактическим вопросам, возникшим в организации, которая из-за тяжелейших условий борьбы не смогла выработать должного иммунитета к вождизму и диктаторскому стилю руководства, а потому там не осталось места для дискуссий или внутренней демократии. Мануэль Лопес позднее вспоминал: "Для политических проблем предлагались решения не политические, а чисто силовые, милитаристские". Еще более опасной тенденцией внутриорганизационной жизни ELN было то, что тогдашний главнокомандующий ELN Фабио Васкес Кастаньо всеми силами навязывал крайне "прокрестьянскую" линию, которая фактически сводилась к жесткой диктатуре бойцов и командиров крестьянского происхождения. Весь внутренний режим ELN был крайне иерархическим и репрессивным, а отношения между людьми - очень напряженными. В течение первых восьми месяцев пребывания в отряде Пересу пришлось пройти своего рода испытание, очень тяжелое как в чисто физическом, так и в морально-психологическом отношении, гораздо более тяжкое, чем того требовали обстоятельства. (Кстати, самый старший из троицы священников, Хосе Антонио Хименес, так и не смог приспособиться к тяготам жизни в партизанском отряде ELN - спустя 8 месяцев после ухода в партизаны он скончался от неустановленной болезни). Однако впереди Мануэля Переса ожидало новое испытание, в некотором плане еще более трудное, чем любые сложности походно-полевой жизни. Дело в том, что Перес в какой-то момент времени принял участие в дискуссии нескольких других партизан, во время которой прозвучали критические замечания в адрес одного из руководителей ELN Рикардо Лары Парады, в частности, кто-то из партизан высказался в том духе, что "Рикардо живет в лучших условиях, чем другие бойцы". Об этом стало известно руководству ELN, и участники дискуссии были обвинены едва ли не во всех смертных грехах, включая намерение расколоть ELN, подготовку покушения на товарища Рикардо, подстрекательство других бойцов к дезертирству и многое другое в том же духе - набор, вполне напоминавший по своей абсурдности знаменитые формулировки советского НКВД периода сталинских репрессий насчет "шпионажа в пользу Эфиопии" или "стремления взорвать все домны в Челябинске". Вскоре было созвано специальное заседание так называемого "Революционного народного трибунала", на котором все участники злополучной дискуссии были осуждены и приговорены к расстрелу. "Однако возражения некоторых авторитетных товарищей, - вспоминал Перес много лет спустя, вероятно намекая на кое-кого из лидеров Кубинской революции, - сыграли определенную роль в том, что смертный приговор нам заменили на менее суровое наказание". Самого Переса всего лишь исключили из ELN, да и то ненадолго, поскольку, в конечном итоге, Фабио Васкес позволил ему вновь присоединиться к партизанскому движению. Самым слабым местом идеологии ELN в тот период было утверждение, что "рабочий класс пропитан миазмами буржуазной идеологии; он отстаивает лишь чисто экономические интересы, концентрируясь на борьбе за ограниченные требования, и, тем самым, является помехой на пути развития революционного процесса". Пока этот класс не станет "фундаментальным фактором", авангардом социалистической революции в Колумбии будет "крестьянство, которое не нуждается в какой-либо помощи или руководстве со стороны рабочего класса и которое сумело вооружить себя подлинно пролетарской идеологией. |