СОПРОТИВЛЕНИЕ

Международный журнал Революционных Вооружённых Сил Колумбии - Армии народа (РВСК - АН)
№ 22, ноябрь - февраль 1999-2000

Иные мнения

Средства массовой информации (фрагмент)

Данный фрагмент взят из более обширной статьи, помещённой в газете “Вос” (“Голос”), главном печатном органе Коммунистической партии Колумбии, № 2.017, 6-19 октября 1999 г.

Бульдозеры декультуризаторов или транскультуризаторов

Для начала отметим, что СМИ являются своего рода бульдозерами декультуризации, более того, всеохватывающего отчуждения, с тем, чтобы человеческое существо утратило свою идентичность и историческую перспективу и смогло играть определяющую роль в бурном потоке экономических, социальных, политических и культурных конфликтов, присущих обществу, которое развивается диалектически через “бури и потрясения” и, конечно же, через противоречия, главное из которых, характерных для нашей эпохи, - это общественная форма производства и частная форма присвоения, в условиях, когда каждый раз происходит всё большая концентрация богатств и власти, когда всё более усиливается власть монополий, особенно финансового капитала.

Гражданин США, японец по происхождению, Френсис Фукуяма провозгласил “конец идеологий”, “конец истории” и “конец коммунизма”, как будто подобного решения можно принимать “с высот субъективности” и без серьёзных аргументов, ибо после крушения “советской модели” мир стал монополярным и глобализированным, но с сохранением основных законов капиталистического рынка, в рамках “дикого” капитализма неолиберальной модели система стала ещё более жестокой и унизительной.

Капиталистическая идеология хорошо отточила свои когти и, при поддержки монополий и накопленных ими богатств, была брошена на захват основной части СМИ, превращая их в доходное предприятие. Вслед за появлением “лёгкой” журналистики, родилась “культура банальности”, которая проявляет себя не только активном обсуждении сплетен и публичном демонстрировании ножек теледикторш, но также в широком распространении ограниченных легковесных журналов, посвящённых банальным темам для того, чтобы отодвинуть на второй план мир социального разложения, социальной несправедливости и насилия, и всё это, разумеется, во имя демократии, христианской и западной цивилизации.

СМИ - товар

История словно повернула вспять и пошла в нарушение всех законов. Капитал вернулся к формам первоначального накопления с разрушительной волной приватизации и возрастающей монополизацией, и СМИ не остались в стороне от этого процесса. Как никогда ранее они состоят теперь на службе крупного капитала, поскольку куплены как просто товар определёнными экономическими кланами и информационными спрутами, которые специализируются на этом рынке. К. Маркс указывал ещё 150 лет назад на то, что при капитализме СМИ являются аппаратом для распространения господствующей идеологии, и это тогда, когда СМИ ещё не имели тех возможностей, которыми они обладают на пороге XXI в., с их развитыми технологиями, науке о киберпространстве, робототехнике, масштабности охвата и т.п.

Несмотря на, так называемую, гуманность “буржуазной демократии” и “опоре буржуазного государства на Всеобщую декларацию прав человека”, СМИ, как часть суперструктуры системы, подчиняются капиталу и частным интересам, которые этот капитал представляет.

В Колумбии, например, статья 20 Политической Конституции гарантирует право на создание СМИ и свободу прессы. Нет необходимости приводить огромное количество фактов того, что в весьма жёстких рамках “ограниченной демократии”, которая очень отличается от “буржуазно-демократической” модели, как она представлена в странах Европы, конституционный мандат есть обман, поскольку под давлением крупного капитала всякая попытка создать СМИ обречена на провал или неизбежно ограничена в своих проектах и успехах невозможностью соревноваться в условиях “свободного” рынка с монополиями, подлинными хозяевами страны. Поэтому не стоит говорить о свободе печати - её просто не существует.

Совершенно очевидно противоречие между свободой прессы и свободой деятельности в пределах самих СМИ, понимая по эти последним практику организации коммерческого предприятия по извлечению прибыли. В предисловие к своей книге: “Четвёртая власть” Эмилио Хуан Руис пишет: “Вряд ли будет выглядеть большой новостью утверждение о том, что в Колумбии, как, впрочем, и во всём мире, СМИ, в основной своей части, контролируются экономическими национальными или транснациональными мультимедийными корпорациями”.

Продажность как образ жизни

СМИ, с их банальностями, желают заполучить большую аудиторию “прирученную и управляемую обществом потребления. Образ жизни богатых слоёв общества подаётся через СМИ как фальсифицированный продукт рынка, и является ярким выражением, так называемой, “американской мечты”, которая, в конечном счёте, оборачивается всё тем же обществом потребления” - сказал несколько лет назад журналист, писатель и экономист Хорхе Чайлд.

Это можно назвать первой стадией технологического фашизма, ибо высокие технологии отныне связаны с предельной реалистичностью. С одной стороны, он приводит к “компьютерной культуре”, который позволяет соединить инструментальный разум с личными желаниями, с другой - порождает множество парадоксов: информационное изобилие и общая дебилизация публики, огромный массив информации и очевидная деградация формального образования, навязчивое изобилие образов и обеднение опыта, бесконечное умножение знаков, которое обнаруживает всё больший дефицит символов. Конвергенция рыночного общества и технологического рационализма разъединяет общества на два “параллельных”: одно имеет доступ ко всем благам и знаниям, другое - каждый раз всё более демонстративно отстраняется от самых элементарных благ, таких, как, например, необходимая информация для возможности самостоятельного выбора.

Технологический фашизм заключается также в той культуре приватизации, которая превратила политику во взаимообмен и торговлю интересами, а рынок - в главного организатора общества и потому в поисках самоутверждения автономность субъекта на каждом шагу сталкивается с окружающим обществом потребления и приватизации.

Что есть журналист ?

При капитализме СМИ стремятся превратить журналистов в декультуризаторов, в машины, вырабатывающие идеологию, который без особой фантазии вдалбливают ложные истины, полуистины и ложь, превращённую в истину. Цель заключается в подчинении журналиста для того, чтобы он не мог выполнять свою роль в обществе, которую он ещё сохраняет при капитализме и эта роль - сугубо социальная.

В книге “Неотложная журналистика”, вышедшей в издательстве “Пренса Латина” имеется предисловие Эдуардо Галеано, уругвайского и латиноамериканского писателя, который пишет следующее: “Год за годом премия имени Хосе Марти продолжает оставаться, своего рода, чудом, которого уже нет во всей остальной Латинской Америке. Независимая журналистика продолжает демонстрировать, наперекор всем стихиям, что можно писать не нанимаясь, не продаваясь в тех странах, где власть на словах провозглашает свободу, а, фактически, осуществляет монополию. Журналисты, которые верят в достоинство своей профессии, предоставляют пространство коммуникации для запрещённых голосов.

В этой опасной зоне, о которой надо говорить, право на информацию и собственное мнение является привилегией немногих и потому совершенно недостаточно, чтобы общественный порок расплачивался с честностью мёртвой буквой конституции”.

Прервём на этом цитату из Эдуардо Галеано. Это своего рода клятва журналистов, конечно же, не тех, кто хорошо утроился в роскошных офисах и расплачивается с помощью чековой книжки от разного рода “шишек”, а тех, кто каждодневно, стоя “обоими ногами на земле”, пребывает в поисках новостей, культурной идентичности, возможности исследовать историю, тем самым, бросая вызов хозяевам и прочим, извлекающим доходы от четвёртой власти.

Таковы причины, которые заставляют заблуждаться пророков фатальности и конца истории. Идеологии продолжают жить, в том числе и те, которые представляют собой реальную альтернативу капитализму, поскольку сражение ещё им окончательно не выиграно, наоборот, он утратил историческую перспективу. Гуманистический же социализм получает всё большие шансы в том мире, где царит нищета и несправедливость.

на первую страницу>>

гостевая книга | форум | редакция | вебмастер

  колонка редактора
Мир для кого?
  политика
В ХХI век с проблемами XX

“Гражданская”

Американская политика войны для Колумбии

Общественный университет и государственный терроризм

Состояние войны и обмен военнопленными

Наркоторговля - проблема всеобщая

Феминизм и пол

От одного оркестра к другому

  события в мире
Заносчивые перед президентом Уго Чавесом, покорные перед американцами

Реалистичность перемен или реалистичность деградации

  наша история
Жизнь и деяния революционера Антонио Нариньо
  культура
Руфь Сафра
  иные мнения
Средства массовой информации (фрагмент)
  приложение
Маркеталия - символ сопротивления

"Радикальные Новости"

Hosted by uCoz