СОПРОТИВЛЕНИЕ |
Международный
журнал Революционных Вооружённых
Сил Колумбии - Армии народа (РВСК -
АН)
№ 22, ноябрь - февраль 1999-2000
Политика Феминизм и пол Во все времена и во всех культурах, через всю историю человечества порабощение одних людей другими было явлением постоянным. “Избранные” группы или общественные классы, народы, нации, расы, религии всегда находили обоснования для господства. Но многочисленными и довольно разнообразными были и аргументы, которые оспаривали эти идеи и выражали противоположные. Несмотря на это, одна из форм угнетения, подчинения, зависимости и эксплуатации, стала осознаваться сравнительно недавно и столь же недавно появились основательные работы, в которых эта форма угнетения была исследована во всех её проявлениях - социальной, культурной, экономической, политической и идеологической. Речь идёт об эксплуатации по признаку пола. Благодаря тому, что в 80-х гг. группа феминисток ввела категорию пола, как элемент научного анализа, стали возможными более глубокие исследования социальных отношений неравенства и угнетения, которые продуцируются на всех уровнях в патриархальной системе господствующего капитализма, включая её нынешнюю неолиберальную модель. Из всех видов нарушения прав человека, более систематическим, распространённым и укоренившимся является отрицание равенства и справедливости по отношению к женщине со стороны мужчин и общества в целом. Вопреки общему прогрессу, достигнутому в последние годы, ни в одной стране мира женщины не достигли той полноты равенства, которое они уже имеют в области гражданских прав. Даже если они составляют половину или большинство населения, они всё равно продолжают рассматриваться как меньшинство, существа ущербные, без права самостоятельного решения. Желая до конца прояснить ситуацию для тех, кто не знает своих прав и на сегодня не в состоянии за них бороться, необходимо, прежде всего, пояснить, что, так называемые, “нейтральные” термины, которые используются при описании прав “народов” или “личности”, включает женщин лишь формально, в чём проявляется мужецентризм исследователей, который скрывается под мужской интерпретацией понятия “человек”, возводимого в ранг универсальной и само собой разумеющейся категории. Всё это имеет в своём основании социальное неравенство и в культурной сфере проецируется на отношение полов. Дискриминация по половому признаку должна быть подвергнута анализу и объяснению с тем, чтобы с ней можно было эффективней бороться. Женщины продолжают быть почти непроявленными в статистике для того, чтобы затруднить для них процесс осмысления пола, дискриминации, они продолжают быть несведущими в этом вопросе, а потому - отверженными. Участие женщин в труде и во всех сферах жизни, включая борьбу, недооценивалось, отрицалось или замалчивалось. Продолжают преобладать категории, при помощи которых замалчивается проблема пола, такие, как “крестьяне”, “неимущие”, “бездомные”, и это несмотря на то, что внутри этих групп именно женщины являются наиболее пострадавшими, причём в такой степени, что сейчас говорится, например, о “феминизации нищеты”. Сегодня принято, чтобы разного рода проекты развития формально различали мужчин и женщин, поскольку необходима какая-то более гуманистическая перспектива, интегрирующая потребности и интересы всего общества. Понимание природы половых различий и проекты адекватных ответов для разных индивидуумов и групп должно исходить из властных отношений в общетсве, что обеспечивает правильный подход к возможностям развития различных социальных групп. Справедливое распределение ресурсов и предоставление равных прав возможно только в таком обществе, где, с одной стороны, есть осознание ценности каждого вклада индивидуума в развитие общества, а, с другой стороны, где есть воля построить отношения солидарности, любви и уважения между его членами в качестве базового условия для целостного развития личности. Анализ с точки зрения пола способствует соответствующему пониманию проблемы и позволяет увидеть разный вклад женщин и мужчин в жизнь общества и в трансформацию отношений господства и подчинения между полами, определить их роль в переходе к отношениям справедливости и равенства, любви и уважения, которые должны получить своё воплощение при создании подлинно демократического общества. Для лучшего понимания категории пола необходимо пересмотреть концепции, её составляющие: пол - это понятие социальное, психологическое и культурное, но отнюдь не биологическое. Различия между полами должны изучаться через призму социализации, которая присуща конкретному обществу в конкретный период времени и варьируется в зависимости от времени и места. Есть общественные представления, ценности, вкусы, фобии и т.п., которым каждая конкретная культура придаёт различную форму для мужчин и женщин. В каждой конкретной культуре есть манера мужского и женского поведения. И не смотря на то, что в каждой конкретной культуре эти особенности варьируются, всё же они слабо подвержены изменениям. Разная оценка мужского и женского начал при половом разделении труда обусловлена социальным неравенством между мужчиной и женщиной, которое выражается в разном доступе к ресурсам, благам и возможностям, в степени автономии, который имеет каждый и в общественной оценке и оплате своего труда. Женщины придают новое звучание социальной и политической практике, языку, парадигмам, государству, экономике и обществу в целом. Во всяком случае, феминизм может быть понят, как культура, как критика патриархального общества, структуры власти, образа жизни, формы существующих социальных отношений между полами, этносами и странами. Эмансипационный проект феминизма ищет не только учёта требований женщин, но и, одновременно, определяет совокупность этих требований для полной реализации гражданских прав, их гарантий, для полного проявления социальной, экономической и политической .\демократии. Иначе говоря, женщины ведут двойную борьбу: первая встроена в глобальный исторический процесс борьбы всего человечества за свои права и свободы, против режимов, воспроизводящих условия эксплуатации одного общественного класса другим, и вторая - против модели, порождающей угнетение домашнее, организованное в рамках патриархальной семьи, где мужчина контролирует женщину, как средство воспроизводства, и присваивает себе плоды её труда. Отношения полов есть отношения власти, которая делает борьбу между полами острой и часто вызывает ответное сопротивление. Тем не менее, ситуация не ограничивается только полом, поскольку ни один социальный феномен не может быть объяснён “из самого себя”, ибо есть продукт общественных отношений. Например, народы и этнические группы имеют собственные физические, социальные и культурные особенности, но это всё специфическое в контексте связей внутри этих народностей или этнических групп по отношению к власти или системы господства и подчинения; то же самое относится и к противоречиям такого рода между капиталом и рабочей силы или между молодёжью и пожилыми и т.п. Оперирование понятием “пол” не означает сведения категории “женщина” к уже существующему мужскому восприятию мира. Привнесение понятия “пол” в анализ означает кардинальное изменение в методике исследования общества: мужчины и женщины, помимо физических различий, имеют разные душевные свойства, надежды и ожидания, а также разный жизненный опыт. Следовательно, наше понимание и реакция на социальные реалии не отражают эти различия и соответствуют мужскому взгляду на мир, являющемуся результатом господства мужчины во всех сферах. Принимая это всё во внимание, важно и необходимо избегать европоцентристского взгляда на проблему, который является следствием исторического господства западного мира в нашем регионе. Включение опыта мужчин и женщин в общую картину пола важно не только для прояснения интересов и нужд полов, но и для привлечения мужчин и женщин в процесс решения проблем развития общества. Женщины Колумбии перед лицом тяжёлого и острого социального и политического кризиса, в котором они живут повседневно, имеют свой взгляд на происхождение данной ситуации, как главные действующие лица этой исторической драмы, а не просто как жертвы насилия, порождённого режимом. Они также не хотят быть пассивными объектами чьей-то власти, поскольку в условиях кризиса никто не может быть нейтральным, ибо поиск такого рода нейтральности есть умолчание истины, которой обладает каждая женщина. |
|