СОПРОТИВЛЕНИЕ |
Международный
журнал Революционных Вооружённых
Сил Колумбии - Армии народа (РВСК -
АН)
№ 23, 2000
Наша
история История сопротивления негров в колониальную эпоху
Торговля неграми: кровь и насилие Перед лицом прогрессирующего уменьшения численности местного населения, что явилось результатом кровавых подавлений восстаний индейцев и тяжёлого труда на государственных работах, Испанская Корона с XVII в. стала ввозить в свои колонии рабов-негров из Африки. Сами условия, в которых проходил весь процесс торговли неграми, начиная с момента их захвата на родине и кончая эксплуатации уже здесь, в Америке, ясно говорят об изначальной негуманности и насилии, которыми характеризуется указанная практика. На африканцев охотились как на зверей и перевозили на другой континент в ужасных условиях. Насильственная транспортировка на кораблях при отсутствии элементарных санитарных условий и медицинского обслуживания, что вело к вспышкам болезней, таких, например, как цинга и оспа, вело к тому, что, согласно мнению учёных, изучавших эту проблему, около 20% африканцев, насильно покинувших свою родину, умирало в пути. Оказавшись на другом континенте, рабы распределялись в Картахене, -главном рынке рабов - по другим регионам страны - в Санта Фе, Антиокию, Кали, Папайан и Чоко, куда их увозили, используя две важнейших речных артерии - Магдалену и Кауку. Превращённые в живые инструменты труда и подчинённые жестокому социальному порядку, рабы-негры были заняты в добывающей отрасли и сельском хозяйстве, а также занимались рытьём колодцев и использовались в качестве домашней прислуги. Колодки, выставление к позорному столбу, цепи, бичи из сыромятной кожи, клеймение, отрезание носов и ушей, кастрация - всё это было обычными средствами наказания негров, но так, чтобы в результате нанесённые увечья не мешали исполнять определённую работу. Паленкес: первые ростки свободы Вопреки идее о, якобы, природной пассивности негров, в которой нас пытается уверить официальная историография, в нашем распоряжении есть исторические свидетельства, которые говорят о том, что с самого момента пленения для переправки в Новый Свет, негры прилагали все усилия для обретения свободы, прибегая, подчас, при этом к разнообразным хитроумным способам сопротивления (например, плохо выполняли свою работу), нередко устраивали бунты на кораблях или побеги, когда оказывались на земле, уходили в сельву и там основывали коммуны беглых рабов или паленкес. Паленкес, известные в Бразилии как киломбе, а в Венесуэле - как кумбес, представляли собой посёлки, построенные на ничейных землях, главным образом, в скалах или среди непроходимых лесов. От остального мира они были отрезаны высокими горами или топкими болотами. Часто паленкес были укреплены палисадом, что превращало их в центры сопротивления и, одновременно, в склад провианта и место подготовки партизанских акций, а также в убежище для тех, кто решил присоединиться к делу свободы. Кроме того, паленкес были местом пребывания органов власти коммуны. В XVI в. наиболее крупными были восстания, происходившие на Карибских островах, во владениях адмирала Диего Колона (Колумба) и восстание под руководством негра Мигеля (1552 г.) на рудниках Бурка (Венесуэла), последний попытался объединить беглых негров и индейцев. В XVII в. паленкес стали символом антиколониального сопротивления и поиска новой самоидентичности путём закрепления обрядов и ритуалов, других форм культурной жизни изначально африканских коммун, таких, например, как арара, ангола, мандинга, караваль, конго и др. В этом веке можно выделить две войны беглых рабов на Ямайке (1729-1739 и 1795 гг.), большое восстание рабов в Суринаме (1772-1778 гг.), восстание Андресоте в Венесуэле (1732 г.) и Мигеля Эспиносы (1794 г.), которое охватило многие сельские районы и города. Во главе этих восстаний стояли великие вожди сопротивления, которые специально принимали африканские имена, чтобы таким образом подчеркнуть свои корни: Барон и Бони ти Кхолье Кёр (Суринам), Нганга Зумба в Пальмаресе (Бразилия), Янга (Мексика), Макандала (Гаити) и Кудхое, который организовал первую войну беглых рабов на Гаити (1729-1739 гг.). Перед лицом столь опасного явления Испанская Корона издала свод законов, согласно которым вводилась целая система наград для тех, кто выдавал зачинщиков движения или планы беглых рабов. Вооружённая охрана и всякой, кто желал получить денежное вознаграждение в сопровождении охотничьих собак, рыскали по полям в поисках беглых рабов. Репрессивные меры были столь суровыми, что в итоге привели к полному исчезновению свободных негров, которые, в основном, обитали в Картахене и работали на белых, занимаясь изготовлением роскошной одежды. Уже тогда в ночное время суток им запрещалось ходить по улицам города. Бенкос Био: символ негритянского сопротивления В XVII в. на территории Вице-Королевства Новая Гранада, на землях губернаторства Картахена, во время правления там губернатора Херонимо де Суасо, имело место широкое повстанческое движение рабов, нашедшее немалый резонанс в колониальном обществе. Это восстание возглавил бывший монарх одного из небольших африканских государств, который бежал с галер в Картахене, - Бенкос Био, известный также как Доминго Био, король Ла Матуны и Аркабуко. В первые годы XVII в. Био во главе 30 негров оказался в районе гг. Аркабуко и Сьенага, к югу от города Толун, где без особого труда победил отряд из 20 испанцев под командованием Хуана Гомеса, командира первой карательной экспедиции. Это заставило губернатора назначить новый поход, на этот раз, под руководством Диего Эрнандеса, но и он тоже был разбит. С каждым разом приходилось посылать всё большее количество войск, поскольку число повстанцев постоянно росло, в основном благодаря авторитету Доминго. В итоге, король Бенкос закрепился в паленке Сан Басилио, откуда он вёл успешную борьбу против властей Картахены, Толу, Момпокса и Тенерифе, нарушая своими набегами “покой” колониальных поместий. Бенкос сумел создать прочную организацию с целью сетью шпионов, тем самым, предопределяя последующие поражения экспедиций испанцев, направляемых губернатором для усмирения восставших, и заставил колониальные власти пойти на переговоры. В ходе этих переговоров были достигнуты соглашения о том, что в посёлке не будет жить ни один белый, за исключением врача. Таким образом, паленке Сан Басилио превратилось в символ независимости беглых рабов, ставших первым свободным народом Америки. Помимо восстания Бенкоса, в Вице-Королевстве Новая Гранада имели место и другие восстания негров-рабов: на территории нынешнего департамента Антиокия они были в 1598 г. в Сарагосе и в 1706 г. - в Рио Негро и Хирардота, в губернаторстве Папайан бфло известно паленке Кастильо, а в 1703 г. в губернаторстве Санта Марта восставали рабы в Санта Крусе, Масинге и Сьерра Неваде, подобного рода события имели место также в Чоко, Кундинамарке и Восточных Льяносах. Бегство рабов и их многочисленные восстания были тесно связаны с общим контекстом борьбы того времени, что особенно ярко проявилось во время восстания “комунерос”, где негры, метисы и индейцы объединили свои усилия под общим лозунгом “Угнетённые против угнетателей” и нанесли серьёзный удар по устоям колониального общества. |
|