Ноябрь 2001 - Февраль 2002
На подшивку Пишите нам!
 
Борьба народов законна
Автор: Рауль Рейес

 

Первая годовщина
Автор: Бассель Исмаил Салем
Война против собственного народа
Записки Комиссии авторитетных лиц
Стратегия Орасио Серпы, направленная против собственного наргода
Версия на русском языке Революционная борьба - это не терроризм
Версия на немецком языке Der revolutionäre Kampf ist kein Terrorismus
Забастовки и ночные бдения у гроба - каждый день
 
И международное гуманитарное право?

 

 
Версия на русском языке Новые войны Буша
Версия на немецком языке Bushs neue Kriege: Alte ökonomische Rezepte zur Rettung des Imperiums

 

 
Об отстранении от политической и общественной жизни женщин Колумбии

 

 
border=0 Факторы и вероятности всеобщего кризиса
border=0 Zusammenstoß politischer und religiöser Fundamentalismen. Chancen und Gefahren einer weltweiten Krise

 

 
Версия на русском языке Мнение побеждённых: борьба и сопротивление
Версия на русском языке Die Geschichte der Besiegten. Vom Widerstand der indigenen Võlker

 

 
Кагуан: безбрежная река народной культуры

 

 
Речь, произнесённая 29 сентября 2001 г.
Автор: Фидель Кастро Рус

 


Партизан

От русской редакции: Граница освобожденной зоны


Мнение "побеждённых":
(борьба и сопротивление индейцев)



Их вязали и пытали,
Их палили и сжигали,
Их травили собаками и закапывали живьём
И когда время сделало очередной пируэт своего вальса,
Танцуя под пальмами,
Оказалось, что зелёный салон опустел.

Пабло Неруда

Пассивное и вооружённое сопротивление

Уже более 500 лет назад - 14 октября 1492 г. - генуэзский мореплаватель Христофор Колумб достиг одного из Карибских островов. С точки зрения европейцев начался процесс "открытия и завоевание Америки" и именно это событие продолжает и сегодня отмечаться в школьных учебниках, где нет места никакой иной история кроме, как истории великих героев (все они - белые), принадлежащих к экономической, политической и/или военной элите европейского общества.

Для коренного же населения (оно тогда насчитывало, примерно, 50-60 млн. человек) появление европейцев означало ничто иное, как вторжение на их земли, разрушение их культуры, введение различных форм рабства и начало долгого периода варварства во имя "цивилизации", что и сегодня, правда уже в виде пережитков, имеет место в индейских общинах.

Столкнувшись со всем этим, местное население в течение веков вело упорную борьбу за сохранение и уважение своих традиций, земель и культуры, что являлось закономерным ответом на политику уничтожения "огнём и мечом" индейцев.

Сопротивление принимало различные формы: от поджогов посёлков, как это сделал касик Сахика, после чего пришлось заново строить Санта-Фе де Боготу, до использования норм индейского права в попытках отстоять свои земли и жалобы королевским судам на "плохое обращение" со стороны энкомьендерос и землевладельцев. Не следует также забывать и о массовых самоубийствах, как это имело место, например, среди индейцев-тунебос в Пеньон де лос Муэртос (Скала мёртвых).

В повседневной жизни встречались другие формы борьбы против чужеземной культуры. "Ленивая", "недружелюбная" и "злобная" натура, которой награждали индейца европейцы, была ничем иным, как формой пассивного сопротивления, применяемой индейцами в обычной жизни для противостояния угнетателям.

Однако, та форма сопротивления, которая доставляла наибольшие хлопоты испанским завоевателям, была коллективная вооружённая борьба. На территории современной Колумбии такие индейские общины, как Мусос в регионе Велес; Пихаос в Натагайме и Койайма; Паэсес в Кауке и общины региона Санта-Марты и Картахены упорно сопротивлялись завоевательным походам белых.

Законная самооборона, практикуемая местным населением, была извращена в описаниях испанцев, которые преподносят в своих книгах образ "дикого" индейца- "людоеда". Но верно то, что эта борьба в итоге выковала подлинных вождей индейского сопротивления, таких касиков, как Нутибара, Тундама, Каларка, Сабойя, Майтамак, Акайме, Гаитана, Лупачоке и Тоне.


Партизан

От русской редакции: В партизанском лагере. Старый партизан


От Каонабо до Тундамы

Каонабо, касик карибов острова Ла-Эспаньола (сейчас это территория Доминиканской республики на о-ве Гаити), был одним из первых вождей индейского сопротивления испанцам, которые являлись спутниками Колумба. Как только на острове обнаружилось присутствие европейцев, Каонобо организовал жителей провинции Магуана против белых завоевателей и сумел нанести им чувствительные потери.

В ходе последующих военных действий Каонабо и его войско напали и сожгли форт Навидад, построенный из остатков одной из каравелл Колумба, "Санта Мария", перебив всех солдат, находившихся там. Затем они напали на крепость Санто-Томас, доставив немало неприятностей испанскому гарнизону.

Поскольку подавить восстание Каонабо силой не удавалось, то Алонсо де Охеда, который командовал отрядами конкистадоров, прибегнул к хитрости: он посетил лагерь касика с "добрыми намерениями" и преподнёс ему в качестве подарка золотую цепь, попросив, чтобы он тут же её примерил. Каонабо, приняв это подарок, как знак признания его власти, тем самым существенно облегчил в дальнейшем испанцам свою поимку.

С точки зрения победителей, которая до сих пор господствует в официальном истолковании нашей истории, победа над индейцами далась испанцам довольно легко, что можно проиллюстрировать многими примерами, и это было обусловлено "хитростью" завоевателей и "простодушием" дикарей. Однако, с точки зрения побеждённых, эта победа была обусловлена разрушением их культуры путём привнесения новых, ранее невиданных, вещей - огнестрельного оружия, лошади, догов, что и предопределило военное превосходство завоевателей.

Однако индейцы не только довольно быстро приобрели необходимый опыт и освоились с новыми "диковинками", но и осознали подлинные устремления завоевателей и свои слабости. И потому с течением времени индейское сопротивления стало более эффективным.

Эти новые черты индейского сопротивления были отмечены некоторыми испанскими хронистами. В своих "Исторических записках" отец Педро Симон сообщает об одном эпизоде конкисты, когда на решение касика Тундамы оказать сопротивление испанским войскам, капитан Бальтасар Мальдонадо сказал следующее: "Тебе лучше защитить свою жизнь и жизнь своих вассалов стенами и частоколом мира и дружбы, что мы желаем, предлагаем и обещаем тебе... я снова и снова прошу у тебя такого мира, чтобы ты подчинился Королю Испании под чьим покровительством ты будешь защищён от любого, кто оскорбит тебя, ибо рука Короля всемогуща".

На это касик Тундама гордо ответил: "Неужели ты думаешь, что я настолько варвар, что не понимаю преимуществ мира и всего того, что проистекает из него, преимуществ любви, на которой основывается дружба, которая есть благо и которой было бы хорошо придерживаться в общении с вами. Но это хорошо только в том случае, если это не означает ваших обычных хитростей, которыми являются ваши сладкие речи, которыми вы хотите вовлечь нас в дружбу с вами и через это раздавить нас тяжёлым бременем податей".

Сказав эти слова, Тундама пустил стрелу из своего лука, что означало объявление войны.

Гаитана: другой символ борьбы индейцев

В 1538 г. Педро де Аньяско, капитан отрядов конкистадоров Бельалькасара, направленный последним для основания поселения Вилья де Тиман, стремясь насильно подчинить обитателей этого региона на юге современной Колумбии, убил сына женщины-вождя Гаитаны, сжёг его заживо.

Андаки, ялконы и паэсы создали объединённое войско во главе с Гаитаной. Пигоанса, Аниобонго, Мелько и другие касики провели ряд сражений в Валье де Игильга, в результате которых погибло много испанцев, а сам Аньяско был пленён и приведён к Гаитании. Его привязали к дереву, выкололи глаза наконечником стрелы, а потом долго водили связанным по разным индейским поселениям региона. Война продолжалась до середины 1539 г., во время которой индейцы напали на Вилья де Тиману и сожгли Вилью де ла Консепсьон де Нейву.

Таким образом, можно привести много примеров индейского сопротивления, которые нашли отражение в истории. Борьба так никогда полностью и не прекращалась, наоборот, она только расширялась и не только в колониальный период, но и вплоть до наших дней. Конечно, сегодня эта борьба проходит в других условиях и в контексте всё более нарастающего процесса глобализации, который стремится навязать нам рыночные ценности и принцип конкуренции, игнорируя наши культурные особенности, как в своё время это пытались сделать испанские завоеватели.

 

Hosted by uCoz