От русской редакции: Граница освобожденной зоны
Мнение "побеждённых": (борьба и сопротивление индейцев)
Их вязали и пытали,
Их палили и сжигали,
Их травили собаками и закапывали живьём
И когда время сделало очередной пируэт своего вальса,
Танцуя под пальмами,
Оказалось, что зелёный салон опустел.
Пабло Неруда
Пассивное и вооружённое сопротивление
Уже более 500 лет назад - 14 октября 1492 г. -
генуэзский мореплаватель Христофор Колумб достиг одного
из Карибских островов. С точки зрения европейцев начался
процесс "открытия и завоевание Америки" и именно это
событие продолжает и сегодня отмечаться в школьных
учебниках, где нет места никакой иной история кроме, как
истории великих героев (все они - белые), принадлежащих к
экономической, политической и/или военной элите
европейского общества.
Для коренного же населения (оно тогда насчитывало,
примерно, 50-60 млн. человек) появление европейцев
означало ничто иное, как вторжение на их земли,
разрушение их культуры, введение различных форм рабства и
начало долгого периода варварства во имя "цивилизации",
что и сегодня, правда уже в виде пережитков, имеет место
в индейских общинах.
Столкнувшись со всем этим, местное население в
течение веков вело упорную борьбу за сохранение и
уважение своих традиций, земель и культуры, что являлось
закономерным ответом на политику уничтожения "огнём и
мечом" индейцев.
Сопротивление принимало различные формы: от поджогов
посёлков, как это сделал касик Сахика, после чего
пришлось заново строить Санта-Фе де Боготу, до
использования норм индейского права в попытках отстоять
свои земли и жалобы королевским судам на "плохое
обращение" со стороны энкомьендерос и землевладельцев. Не
следует также забывать и о массовых самоубийствах, как
это имело место, например, среди индейцев-тунебос в
Пеньон де лос Муэртос (Скала мёртвых).
В повседневной жизни встречались другие формы борьбы
против чужеземной культуры. "Ленивая", "недружелюбная" и
"злобная" натура, которой награждали индейца европейцы,
была ничем иным, как формой пассивного сопротивления,
применяемой индейцами в обычной жизни для противостояния
угнетателям.
Однако, та форма сопротивления, которая доставляла
наибольшие хлопоты испанским завоевателям, была
коллективная вооружённая борьба. На территории
современной Колумбии такие индейские общины, как Мусос в
регионе Велес; Пихаос в Натагайме и Койайма; Паэсес в
Кауке и общины региона Санта-Марты и Картахены упорно
сопротивлялись завоевательным походам белых.
Законная самооборона, практикуемая местным
населением, была извращена в описаниях испанцев, которые
преподносят в своих книгах образ "дикого" индейца-
"людоеда". Но верно то, что эта борьба в итоге выковала
подлинных вождей индейского сопротивления, таких касиков,
как Нутибара, Тундама, Каларка, Сабойя, Майтамак, Акайме,
Гаитана, Лупачоке и Тоне.
От русской редакции: В партизанском лагере. Старый партизан
От Каонабо до Тундамы
Каонабо, касик карибов острова Ла-Эспаньола (сейчас
это территория Доминиканской республики на о-ве Гаити),
был одним из первых вождей индейского сопротивления
испанцам, которые являлись спутниками Колумба. Как только
на острове обнаружилось присутствие европейцев, Каонобо
организовал жителей провинции Магуана против белых
завоевателей и сумел нанести им чувствительные потери.
В ходе последующих военных действий Каонабо и его
войско напали и сожгли форт Навидад, построенный из
остатков одной из каравелл Колумба, "Санта Мария",
перебив всех солдат, находившихся там. Затем они напали
на крепость Санто-Томас, доставив немало неприятностей
испанскому гарнизону.
Поскольку подавить восстание Каонабо силой не
удавалось, то Алонсо де Охеда, который командовал
отрядами конкистадоров, прибегнул к хитрости: он посетил
лагерь касика с "добрыми намерениями" и преподнёс ему в
качестве подарка золотую цепь, попросив, чтобы он тут же
её примерил. Каонабо, приняв это подарок, как знак
признания его власти, тем самым существенно облегчил в
дальнейшем испанцам свою поимку.
С точки зрения победителей, которая до сих пор
господствует в официальном истолковании нашей истории,
победа над индейцами далась испанцам довольно легко, что
можно проиллюстрировать многими примерами, и это было
обусловлено "хитростью" завоевателей и "простодушием"
дикарей. Однако, с точки зрения побеждённых, эта победа
была обусловлена разрушением их культуры путём
привнесения новых, ранее невиданных, вещей -
огнестрельного оружия, лошади, догов, что и
предопределило военное превосходство завоевателей.
Однако индейцы не только довольно быстро приобрели
необходимый опыт и освоились с новыми "диковинками", но и
осознали подлинные устремления завоевателей и свои
слабости. И потому с течением времени индейское
сопротивления стало более эффективным.
Эти новые черты индейского сопротивления были
отмечены некоторыми испанскими хронистами. В своих
"Исторических записках" отец Педро Симон сообщает об
одном эпизоде конкисты, когда на решение касика Тундамы
оказать сопротивление испанским войскам, капитан
Бальтасар Мальдонадо сказал следующее: "Тебе лучше
защитить свою жизнь и жизнь своих вассалов стенами и
частоколом мира и дружбы, что мы желаем, предлагаем и
обещаем тебе... я снова и снова прошу у тебя такого мира,
чтобы ты подчинился Королю Испании под чьим
покровительством ты будешь защищён от любого, кто
оскорбит тебя, ибо рука Короля всемогуща".
На это касик Тундама гордо ответил: "Неужели ты
думаешь, что я настолько варвар, что не понимаю
преимуществ мира и всего того, что проистекает из него,
преимуществ любви, на которой основывается дружба,
которая есть благо и которой было бы хорошо
придерживаться в общении с вами. Но это хорошо только в
том случае, если это не означает ваших обычных хитростей,
которыми являются ваши сладкие речи, которыми вы хотите
вовлечь нас в дружбу с вами и через это раздавить нас
тяжёлым бременем податей".
Сказав эти слова, Тундама пустил стрелу из своего
лука, что означало объявление войны.
Гаитана: другой символ борьбы индейцев
В 1538 г. Педро де Аньяско, капитан отрядов
конкистадоров Бельалькасара, направленный последним для
основания поселения Вилья де Тиман, стремясь насильно
подчинить обитателей этого региона на юге современной
Колумбии, убил сына женщины-вождя Гаитаны, сжёг его
заживо.
Андаки, ялконы и паэсы создали объединённое войско во
главе с Гаитаной. Пигоанса, Аниобонго, Мелько и другие
касики провели ряд сражений в Валье де Игильга, в
результате которых погибло много испанцев, а сам Аньяско
был пленён и приведён к Гаитании. Его привязали к дереву,
выкололи глаза наконечником стрелы, а потом долго водили
связанным по разным индейским поселениям региона. Война
продолжалась до середины 1539 г., во время которой
индейцы напали на Вилья де Тиману и сожгли Вилью де ла
Консепсьон де Нейву.
Таким образом, можно привести много примеров
индейского сопротивления, которые нашли отражение в
истории. Борьба так никогда полностью и не прекращалась,
наоборот, она только расширялась и не только в
колониальный период, но и вплоть до наших дней. Конечно,
сегодня эта борьба проходит в других условиях и в
контексте всё более нарастающего процесса глобализации,
который стремится навязать нам рыночные ценности и
принцип конкуренции, игнорируя наши культурные
особенности, как в своё время это пытались сделать
испанские завоеватели.
|