Законодательный Акт
№ 012:1 от 20 июня 2001 г.
Ещё один удар по социальным
программам в Колумбии
20 июня этого года Палата
Представителей колумбийского
Конгресса приняла Законодательный
Акт № 012, внесённый в Парламент ещё в
2000 г.: 88 голосов – “за”, 49 – “против”.
Принятие этого документа
происходило на фоне демонстрации
учителей, глав семей, студентов,
работников здравоохранения и других
слоёв населения страны, которые
таким образом показали своё
неприятие новой идеи правительства,
которая изменяет систему
распределения финансов по регионам.
Это был протест, который СМИ
посредством своей обычной лжи и
дискредитации поспешили объявить
незаконным.
Указанный
Законодательный Акт преподносится
как жизненно необходимый для
упорядочения и оздоровления
финансов. Он был принят благодаря
откровенному пособничеству
коррумпированного и
клиентеллистского большинства
Конгресса, которое представляет
интересы монополий, латифундистов и
олигархии.
Равным образом, данный
документа встретил полную поддержку
кандидатов в президенты от обеих
партий, которые ещё раз ясно дали
понять, что, когда речь заходит о
нанесении ущерба народу, здесь они
не имеют никаких разногласий.
Следуя указке МВФ
Несмотря на
многомиллионную рекламную кампанию,
организованную правительством, - в
явном противоречии с его
заявлениями о рационализации
государственных расходов, - с
помощью которой оно стремиться
доказать будущие “блага”
Законодательного Акта № 012,
утверждая, что этот вовсе не
означает урезание трансфертов и
сокращение ресурсов, которые
выделяются на образование и
здравоохранение, само содержание
этого документа вполне откровенно
показывает те негативные
последствия, которые ожидают
народные массы:
С одной стороны, надо
сразу сказать о том, что реформа
системы трансфертов не является
некой отдельной, самостоятельной
политикой, а является часть пакета
неолиберальных мер, которые
проталкиваются правительством
Андреса Пастраны, послушно
выполняющего директивы
Международного Валютного Фонда,
которые нашли своё отражение в так
называемом “Расширенном Соглашении”,подписанном
22 декабря 1999 г. в целях оздоровления
финансов и сокращения бюджетного
дефицита Колумбии.
Указанное Соглашение
считает растущее участие
государственного бюджета в так
называемых расходах специального
назначения главной причиной
бюджетного дефицита и предписывает
необходимость постоянной поддержки
границ валютного коридора за счёт
дополнительных источников. Средства
же, которые будут переводиться
местным органам власти, отныне будут
формироваться в зависимости от
степени участия местных бюджетов в
доходах общегосударственного
уровня. Объём средств, который
должен быть сформирован за счёт
накоплений местного уровня, в 2001 г.
должен составить 0,4% от ВВП, а с
начала 2002 г. возрастёт до 0,8% ВВП.
С другой стороны, новый
механизм распределения трансфертов,
весьма далёкий от гарантированного
увеличения доходов муниципалитетов
и департаментов, хотя Министр
Финансов Хуан Мануэль Сантос
неоднократно уверял в обратном, в
действительности, сократит
территориальные трансферты,
направляемые на образование и
здравоохранение на сумму,
превышающую 9 млрд. песо в течении
ближайших 7 лет. Более конкретно это
означает, что Законодательный Акт №
012 полностью изменяет схему участия
регионов в текущих расходах
государственного бюджета,
предусмотренную статьями 356 и 357
Политической Конституции страны и
Законом № 60 от 1993 г. С этой целью
стираются различия между двумя
источниками финансирования:
бюджетными ассигнованиями и
средствами муниципалитетов (департаментов
и пр.), и создаётся единый источник
средств территориальных
образований, который именуется
Общей Системой Участия (ОСУ).
В своём окончательном
варианте, – в таком виде, в каком он
был принят в ходе последних дебатов
в Конгрессе, - под давлением со
стороны протестующего народа,
законодатели были вынуждены внести
в первоначальный проект
определённые существенные
изменения, что по мнению
Колумбийской Федерации Работников
Образования (FECODE), изложенному в
своём Манифесте, несколько
сбалансировать негативные
последствия Закона, каковыми она
считает: “направление почти всех
финансов, выделяемых на образование,
на уровень начального образования, в
ущерб образованию среднему;
заморозить на нынешнем уровне
Общегосударственный Реестр
Учителей; избавить государство от
необходимости совместного участия в
финансировании территориального
образования, оставляя за рамки ОСУ
административный и учительский
персонал департаментских и
муниципальных учебных заведений,
который должен быть в таком случае
содержаться за счёт местных средств;
ввести узкотрактуемое понятие “относительной
нищеты” для пересмотра принципов
распределения ресурсов на
образование с резким сокращением
финансирования и урезанием
трансфертов, вводя с 2009 г. в качестве
верхней границы существующий ныне
процент расходов государственного
бюджета, который очень невысок” (El
Tiempo, 24 июня 2001 г.).
Согласно окончательному
варианту Закона, базовая сумма, из
которой будут в следующем году
исчисляться трансферты – 10,9 млрд.
песо, - это общая сумма, которая в
этом году будет направлена в региона
на образование и здравоохранение. С
2001 по 2006 г. государственные
трансферты будут увеличиваться
ежегодно только на сумму,
превышающую текущую инфляцию на 2
пункта. Между 2007 и 2008 г. эта сумма не
будет превышать 2,5 пункта и, начиная
с этого момента, трансферты
вернуться к своим изначальным
размерам, существующим ныне.
Банкротство
здравоохранения и образования.
С принятием данного
Законодательного Акта,
правительство добилось того, что
вместо определённых процентов
государственных расходов,
направляемых на образование и
здравоохранение, установленных
Конституцией, теперь будет
проводиться явно неолиберальная
политика, которая основана на идее
приватизации общественных
учреждений и установления принципа
субсидирования вместо
финансирования. Таким образом,
Государство снимает с себя
ответственность за этот сектор
общественной жизни и ещё больше
углубляется неравенство,
устанавливая разные критерии
финансирования для разных
социальных слоёв и их
образовательных учреждений.
Таким, образом,
Законодательный Акт способствует
углублению кризиса общественного
здравоохранения и образования.
Открывается широкий путь для
проведения в ближайшем будущем
дальнейших неолиберальных реформ в
ущерб интересам народа. Тем более,
что посредством Закона № 100 от 1993 г.
– об общественном здравоохранении и
безопасности - Государство уже
отказалось от своих обязательств в
этой области в пользу
посреднического капитала и частного
управления этой отраслью. Теперь и
образовательные учреждения
стремятся превратить в доходные
предприятия с административной,
финансовой и рабочей автономией и с
ректорами во главе, которые отныне
должны исполнять свою должность как
настоящие “менеджеры”.
Очевидные последствия:
сегодня более 20 млн. колумбийцев не
могут воспользоваться услугами
здравоохранения; одновременно, из 10
млн. юношей и девушек, 3 – не имеют
доступа к образованию. В этих
условиях невозможно говорить о мире,
когда по всей стране закрываются
больницы, когда образование всё
больше превращается в привилегию
для немногих.
И явно врут те, кто
пытается переложить вину за
экономический и финансовый кризис
на муниципалитеты, которые-де плохо
участвуют в пополнении
государственной казны или на
трудящихся, с их “привилегиями”..
Образование и здравоохранение
представляет собой одно из основных
прав человека, и, следовательно,
именно государство должно отвечать
за реализацию этого права. Истинные
причины нынешнего кризиса надо
искать в политике “открытых дверей”
и приватизации; в обременительных
выплатах по внешнему долгу, сумма
которого сегодня выросла до 21,4 млрд.
песо (сумма, вдвое превышающая общий
объём территориальных трансфертов);
в коррупции, которая разъедает
основы государства, что очень хорошо
продемонстрировал министр Сантос
завуалированной покупкой голосов
депутатов, дабы добиться принятия
Законодательного Акта; в
клиентеллистской практике
двухпартийной системы, которая
кормится за счёт государственной
казны; в увеличении расходов на
войну.
|