Партизанский лагерь. Фото: "Монд дипломатик", 1999 г
Вспоминая историю
Наступает очередное 8 марта, день цветов, подарков, стихов, праздника для женщин.
Но мы вспоминаем тех 129 женщин с фабрики Cotton Textile Factory, которые в
1857 г. отдали свои жизни на площади Вашингтона в Нью-Йорке, объявив
забастовку с требованием прав на объединение в профсоюзы, повышения зарплаты,
сокращения рабочего дня и запрета труда детей.
С тех пор прошло 145 лет и наша лучшая клятва верности делу этих героических
женщин - это продолжение борьбы за завоевание свободы, социальной
справедливости и независимости для наших народов. Но борьба женщин за свои
права восходит к временам более далёким. В связи с этим, стоит вспомнить одну
великую женщину, которая умерла так же, как и упомянутые американки, в борьбе за
свои права. Когда в 1789 г. была создана Декларация Прав Человека и Гражданина,
Олимпия де Гуже написала Декларацию Прав Женщины. Она хотела, чтобы были
признаны права той части населения, которая наравне с мужчинами поднялась на
борьбу против тирании. Олимпия де Гуже была также создательницей первой
женской организации - "Общества Чулочниц".
"Если женщина имеет право на эшафот, то она также имеет право и на
трибуну" - утверждала Олимпия.
Мы знаем многих женщин-революционерок, которые боролись за эмансипацию в
период между 1793 и 1798 гг.; они требовали справедливости не только в
общественной жизни, в сфере политических и гражданских свобод, но и в частной
жизни, где господствовала абсолютная власть мужчин, рабство и нежелание
вообще обсуждать эти темы.
С окончанием французской революции, для женщины, опять всё вернулось на круги
своя - к домашнему очагу и домашней тирании. Директория Консульство и Империя
активно ограничивали и подавляли борьбу женщин. 7 ноября 1793 г. Олимпия де
Гуже была гильотинирована из-за своей политической деятельности и
неподчинения тем нормам поведения женщины, которые в то время считались
"приличными". Её литературное произведение было "похоронено".
Партизанский лагерь. Фото: "Монд дипломатик", 1999 г
Признание пола начинается с разрушения концепции "прав человека", под которым
понимался именно мужчина. Эта та цель, за которую и боролись женщины. Когда
стремятся включить в категорию "человек" женщину, то специфика полов исчезает и
вместе с этим исчезает специфика мужчины и женщины. Этот внешний нейтрализм
неизбежно принимает мужские черты, который и определяет для всех как жить и
что требуется для собственного развития в качестве полноценной личности.
Подлинное равенство предполагает различие между мужчинами и женщинами по
отношению к такой категории, как пол и признание того, что для них существуют
свои специфические пути целостного развития как личностей.
О правах невозможно говорить абстрактно, они должны воплощаться в какие-то
совершенно конкретные формы выражения. Например, материнство и выполнение
функции биологического воспроизводства различно для мужчины и женщины, оно
рождает специфические потребности каждого из них.
Подлинная защита прав человека должна учитывать различия между полами и
личностями, такие характеристики, как возраст, этническая и политическая
принадлежность и пр. Равным образом, необходимо установить какие-то пределы
для вмешательства с тем, чтобы гарантировать равенство в применении и
реализации прав.
Современная культура во многом построена на принципе конкуренции, господства
и подчинения, а также применения силы. При этом, женщине объясняется, что
развитие её индивидуальности для неё отнюдь не главное и даже ненужное. И
потому современная система ценностей препятствует тому, чтобы женщина
рассматривалась как субъект определённых прав и их носитель. Эту ситуацию
необходимо изменить и это должны сделать вместе и мужчины, и женщины.
Бывшая Освобождённая Зона. Фото: "Сопротивление", 2001 г
|