Бывшая Освобождённая Зона РВСК-АН. Фото: "Сопротивление", 2001 г.
Партизанская культура - это народная культура
Говорить о культуре Колумбии, значит говорить о разнообразии, присущей ей в нашей стране, где каждый регион имеет свои собственные традиции и обычаи. Культура нашей страны брала своё начало из разных источников: культуры индейцев, негров, жителей департамента Антиокии, Анд, побережья и льяносов. Практически, в каждой части нашей страны можно наблюдать культурное богатство нашего народа.
Так, в частности, вкладом индейцев, среди прочего, можно считать чудесную мелодию, исполняемую на традиционной свирели и ритуальный танец скорби, который сохранился до сих пор, несмотря на почти полное уничтожение индейской культуры после испанского завоевания.
Негритянская культура передала нам своё радостное восприятие мира с помощью звучного ритма барабанов, унаследованных от далёких африканских предков. Поражает безграничная пластичность негритянских танцев, в которых выражается не только радость, но и то, о чём невозможно забыть - насильственное переселение и рабство. Зримым проявлением вклада негритянской культуры проявляется в обилие ударных инструментов в традиционных колумбийских ансамблях. Ареал наиболее интенсивного распространения негритянской культуры - это тихоокеанское и карибское побережье. Здесь встречается большое разнообразие музыкальных мотивов и танцев, среди которых можно выделить такие, как мапале, куррулао и некоторые более новые, например, чампета. Надо также отметить специфические народные промыслы, поэзию и пр.
Ареал распространения андской культуры охватывает довольно большой район Колумбии - от двух департаментов, носящих имя Сантандера на северо-востоке до Нариньо и части департамента Путумайо на юге страны. Это также культура крестьян плоскогорья Кнудинамарки и Бояки, Толимы и Уилы. В Северном Сантандере, Сантандере и Бояке мы встречаемся с местными музыкальными ритмами, знаменитой музыкой каррангера, исполняемой на обычной гитаре, маленькой гитаре - типле и гуачараке.
Жители департамента Антиокия, предки которых являются выходцами частично из Галисии, а частично европейскими евреями, известны своими ремесленными мастерскими и работой по золоту. Они сумели создать свою культуру и славятся исполнением пасильо, бамбуко и гуаскаррильеры. Они - великие поэты, и среди их культурных традиций есть одна, очень красивая: знаменитый парад носильщиков паланкинов, который показывает своеобразный способ перенесения грузов, который и до сих пор используют индейцы этих мест.
Культура побережья весьма специфична. С одной стороны, здесь явно просматривается индейское влияние, а с другой - негритянское, а сверху, на всё это, накладывается культура европейская. Из сочетания этих 3 культур на северном побережье Колумбии рождается замечательный фольклор, именуемый вальенато. Индейская традиция подарила здесь гуачараку, негритянская - ударные инструменты, из Европы пришёл аккордеон, который является одним из основных инструментов в нашей стране.
Изначально вальенато было песней крестьян и из-за своего простонародного происхождения оно было отвергнуто буржуазией, но постепенно оно завоёвывало всё новые рубежи и сегодня известно по всему миру.
Бывшая Освобождённая Зона РВСК-АН. Фото: "Сопротивление", 2001 г.
Четыре мелодии составляют основу вальенато: пасео, сон, меренге вальенато и пуйя. Они родились на юге департамента Гуахиро - севере департамента Сесар. Но есть также и вальенато сабанеро (т.е. вальенато саванн) и оно исполняется жителями саванн департаментов Боливар, Сукре и Кордоба.
На берегах реки Магдалена родилась кумбия, музыкальная тема, которая стала популярной, в том числе и за рубежом, даже раньше вальенато. Из тех исполнителей этой музыки, которые наиболее известны, можно назвать маэстро Хосе Барроса.
Немного южнее можно услышать порро сабанеро, которое наряду со шляпой вуэльтиао, гамаком санхасинтера являются символами большой саванны, занимающей юг департамента Боливар и департаменты Сукре и Кордоба.
Жители льяносов исполняют хороппо, с его характерными гортанными выкриками, звуками арфы, четырёхструнной гитары и маракасов. Эта мелодия имеет свои вариации - габан, пахарито и быстрое хороппо. В этих песнях поётся о красоте саванны, о любви, жизни, но также и о борьбе, отваге, мятежном духе, который обитатели здешних мест унаследовали от тех воинов, которые в своё время шли за Освободителем Симоном Боливаром.
Поэтому партизанская культура, культура РВСК-АН естественным образом связана с культурой народной. Ни в коем случае не отвергая культуры других народов и стран, мы прилагаем все усилия к распространению и упрочению колумбийской культуры. В ходе создания Новой Колумбии мы ни в коем случае не собираемся отвергать свои корни. Враги народа ведут войну на всех фронтах. Они стремятся навязать колумбийскому народу одну культуру, культуру своих хозяев - США.
Революционная культура живёт и питается культурой народа, особенно её социальным содержанием. Культура колумбийского народа развивается несмотря на убийства и отторжение, с помощью которых власти хотели заставить умолкнуть голос народа.
В наших рядах есть поэты, которые пишут о жизни, народе, любви. У нас есть свои художники, которые в своих произведениях отображают страдания народа, его радости, его борьбу. У нас есть свои композиторы и певцы, которые в своих песнях призывают к единству, борьбе и организации. У нас есть свои писатели, которые своим пером описывают радости и печали, доказательством чего служат такие книги, как "Чужая луна" Габриэля Анхеля и "Путь негра" Йезида Артеты.
На сегодня существует уже довольно много произведений, в которых описывается история РВСК-АН, рождение нашей организации, её более чем 37-летний путь, победы и поражения, рост рядов, усилия по достижению мира. К сожалению, немногим известно о том, что партизанская культура - это культура мира с социальной справедливостью. Это то, чего мы продолжаем добиваться, мы - мужчины и женщины, поэты, писатели, певцы, композиторы, художники, бойцы, которые держат в руках оружие для защиты жизни и достоинства нашего народа.
|