СОПРОТИВЛЕНИЕ |
Международный
журнал Революционных Вооружённых
Сил Колумбии - Армии народа (РВСК -
АН)
№ 21, июнь - сентябрь 1999
Политика Противоборствующая военная сторона: неизбежное признание факта
До этого высокопоставленные представители Государственного Департамента США выразили пожелание провести неофициальную встречу с представителями РВСК-АН, что и произошло в Коста-Рике. Так, в отношении РВСК-АН был совершён ряд действий и жестов, которые можно расценивать, как признание в их лице легитимного партнёра по диалогу, реальной военно-политической силы и как организации, которая необходима для дальнейшего успешного продвижения вперёд к миру и демократии в Колумбии. Наряду со всем известной и никем неоспариваемой политической силой, сегодня все в мире признают РВСК-АН в качестве определяющего фактора в процессе решения проблемы социального и военного конфликта в Колумбии, в качестве принципиальной оппозиции Системе и её правительству, и в качестве важного элемента во внутриколумбийском диалоге. Правительство, церковь, общественные организации, пресса, некоторые представители армии, правительственные и законодательные инстанции других стран и видные представители зарубежной общественности без особого сомнения говорят о РВСК-АН, как о реальной, серьёзной и динамичной силе, которая вписана в колумбийские реалии, и которая может либо существенно затормозить весь процесс, либо существенно продвинуть его вперёд. В связи с этой ситуацией имело место весьма важное письмо, написанное группой известных зарубежных юристов и учёных, которое было адресовано Главнокомандующему РВСК-АН Мануэлю Маруланде Велесу и Президенту Республики Андресу Пастране. В нём затрагивается критическая для будущих диалогов, переговоров и соглашений по поводу социального и вооружённого конфликта тема - официальное признание РВСК-АН в качестве противоборствующей военной стороной. Послание, среди прочих аргументов, поясняет, что вывод правительственных войск из нескольких муниципалитетов, где в течение этого года проходят переговоры между правительством и партизанами, и признание РВСК-АН в качестве “стороны в политическом диалоге с правительством”, подразумевает признание повстанческой организации, “исходя из норм международного публичного права, в качестве противоборствующей военной стороны”. При этом добавляется, что “декреты президента, которые приказывают провести демилитаризацию определённой части национальной территории, объявляют её зоной прямых переговоров и это означает, согласно данным декретам, признание партизан в качестве политической стороны в диалоге или противоборствующей военной стороной”. Письмо также сообщает весьма небезынтересные детали. В частности указывается, что “условия, зафиксированные в Женевских соглашениях, особенно в Дополнительном протоколе № 1, следующим образом дают определение “законным бойцам”, которые входят в вооружённые силы, как составная часть повстанческой политики: 1) это те, кто носит униформу, отличную от униформы противника; 2) те, кто открыто носит оружие; 3) те, кто находится в подчинении ответственного командования; 4) те, кто уважает законы и обычаи войны”. Исходя из этого, послание юристов указывает на то, что “исходя из всей логики права, необходимо признать бойцов РВСК-АН в качестве “законных бойцов” повстанческих войск, существующих де-факто и признанных колумбийским государством...”. Действительно, уже довольно давно, и это мы видим каждый день, командиры и бойцы РВСК-АН выделяются своей униформой, открыто носят своё оружие (прежде всего, в боевой обстановке), подчинены единому командованию (Центральное командование, командование группировок и фронтов и т.д.) и, вне всякого сомнения, партизаны знают правила ведения войны и этические нормы применительно к данной ситуации, что подтверждается таким хорошо известным фактом, как условия содержания пленных солдат колумбийской армии, обращение с ними согласно нормам Женевской конвенции о военнопленных и последующим их освобождение. Потому члены РВСК-АН есть, используя международную терминологию, никто иные, как “законные бойцы”. Этот термин, пожалуй, в наибольшей степени подходит к характеристике РВСК-АН и потому находит много аргументов в свою пользу среди специалистов, которые, как мы это видели, поддерживают идею легализации повстанческой армии в качестве противоборствующей стороны в соответствии со всеми нормами права. Например, РВСК-АН имеет единую структуру, внутренние законы и такие характерные признаки, которые, во всех отношениях, позволяют говорить о них, как о реальной противоборствующей стороне. Кроме этого, сам характер военных операций, наличие широкой социальной базы, постоянные столкновениями с регулярной армией, степень влияния на национальную политику, отношения с региональными и международными структурами, характеризуемые как военно-политические, контакты с представителями государственной власти и т.п. создают, в итоге, достаточно чёткий образ противоборствующей военной стороны, который не имеет никаких отличий от образа тех повстанческих организаций, которые в своё время действовали в ходе, например, центральноамериканских вооружённых конфликтов. РВСК-АН имеет свой Устав, Дисциплинарный регламент, Внутренние нормы для командования, единую инстанцию для выработки и принятия решений - Национальную конференцию, организационную структуру (группа, отряд, рота, колонна, фронт, группировка, Высшее командование), имеет Центральное командование со своими ответственными командирами и чёткую внутреннюю военную иерархию со своими званиями, которые аналогичны регулярной армии. В своих внутренних, структурных и политических документах РВСК-АН демонстрируют совокупность ясных и чётких норм относительно подходов к гражданскому населению и уважения его прав, относительно обращения с военнопленными и связей с общественностью. Анализ международных конвенций и норм международного права, практики ООН и оценка реалий партизанской войны в Колумбии приводят к вполне определённому выводу: РВСК-АН де-факто - и необходимо, чтобы это было признано де-юре - являются противоборствующей военной стороной. В этой ситуации только политическая или бюрократическая нерешительность государственных учреждений или стремление вести войну против партизан до победного конца или же упрямство реакционеров, давление тех национальных и международных сил, которые заинтересованы в препятствовании политического решения социального и военного конфликта, могут оттянуть столь необходимое преобразование РВСК-АН в противоборствующую военную сторону. Верить в то, что этот шаг является чистой формальностью или пропагандистским трюком, значить проводить близорукую политику и ничего не понимать в проходящем мирном процессе, диалога в разгар военного конфликта. Если бы РВСК-АН стали легальной противоборствующей военной стороной, они смогли бы самым существенным образом влиять на ход переговоров, на повестку дискуссии, на характер военных действий, на проблему уважения прав человека, на применение правовых норм при содержании военнопленных и в отношении гражданского населения, на продвижение дальше мирного процесса и, вообще, на всё , что связано с поиском путей строительства Новой Колумбии, в которой перевес сил, несомненно, будет на стороне партизан. РВСК-АН есть, в позитивном значении этого слова, власть. Они представляют собой власть военную, политическую, социальную, идеологическую, дипломатическую, власть, принимающую ответственные решения. Они осознают себя представителями всех слоёв и частей общества. Они понимают и знают, кто их друзья и кто их враги. И как уже было сказано, в нынешних условиях они осознают себя ответственной властью, а потому РВСК-АН является ключевой фигурой в судьбе Колумбии. Таким образом, требование признания РВСК-АН в качестве противоборствующей военной стороны является вопросом, нуждающимся в безотлагательном рассмотрении и неизбежным в нынешней колумбийской ситуации. гостевая книга | форум | редакция | вебмастер |